Развлечение «Моя малая Родина» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Бурангулова Зугра Хасановна | |||
21.11.2020 09:45 | |||
Развлечение «Моя малая Родина» Цели развлечения:
Один из наиболее эффектных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Моя малая родина» позволила задействовать различные виды детской деятельности: экскурсия в музеи, в Парк Славы, в Моховой лес, проведение цикла занятий по познавательным темам: «Символика государства», «История быта народов России», «Земляки – Герои Советского Союза, участвующие в ВОВ», «История родного села», создание «Генеалогического древа», чтение художественной литературы. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Развлечение «Моя малая Родина «было проведено как презентация проекта «Моя малая Родина». Развлечение было проведено в подготовительной группе, возраст детей 6-7 лет. Моя малая Родина. Цели:
Оборудование: Флаг, герб, гимн России, карта "Красногвардейского района", оборудование для показа слайдов «Наш многонациональный район», портрет поэта С.М. Муллабаева, детские книги С.М. Муллабаева. Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались в этом зале на праздник «Моя малая Родина». Где бы мы с вами не путешествовали, мы всегда возвращаемся домой – в наш дом. Наш дом и есть наша «малая Родина». Наша большая Родина – это наша страна. Ребята, как называется наша страна? (ответы детей). Дети читают стихи: 1. Если долго, долго, долго В самолете нам лететь, Если долго, долго, долго На Россию нам глядеть, То увидим мы тогда И леса и города, Океанские просторы, Ленты рек, леса и горы. Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймем тогда, какая наша Родина большая - Необъятная страна. 2. Россия, Родина-это край, Где мы родились, где мы живем, Это наш дом, это все, что нас окружает. Россия…какое красивое слово! И роса и сила и что-то синее. (С. Есенин) 3. Россия, как из песни слово, Березок юная листва. Кругом леса, поля и реки, Раздолье, русская душа. 4. Люблю тебя, моя Россия, За ясный цвет твоих очей. За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. 5. Люблю, глубоко понимаю степей задумчивую грусть. Люблю все то, что называют Одним широким словом — Русь. (С. Васильев) Ведущий: Да, ребята мы с вами живем в России. У России есть свой герб, флаг, гимн. Государственному флагу, как святыне, отдают почести. Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотно из 3-х горизонтальных полос: верхний – белого, средний – синего, нижний – красного цветов. Эти три цвета выбраны не случайно. Когда-то давно царские грамоты скреплялись печатью красного воска. Красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты. Красный цвет означает энергию, силу, кровь, пролитую на войне. Голубой цвет — считается цветом Богоматери, покровительницы русской церкви. Он означает силу и верность. Белый цвет — символ свободы и величия. 6. Белый цвет-березка, Синий — неба цвет, Красная полоска – Солнечный рассвет. (внос знамени) Государственный герб России представляет собой изображение двуглавого орла, помещенного на красный щит. Над орлом три короны, над головами две малые и над ними одна большого размера. В лапах орла—скипетр и держава. На груди орла—всадник—Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона (это означает, что добро побеждает зло). Двуглавый орел—символ силы и мудрости. 7. У России величавой На гербе – орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог, Сильный, мудрый он и гордый, Он – России дух свободный. Гимн — хвалебная песнь. Гимн надо петь с гордостью за свою страну, народ. А слушать и петь его надо стоя. Звучит гимн России, музыка А.В. Александрова. Ведущий: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ свою Родину. Много сложил о ней пословиц, поговорок. Ребята, а вы знаете поговорки о Родине? Дети называют пословицы и поговорки о Родине ( «Родина любимая, что мать родимая», «Если дружба велика, будет Родина крепка», «Жить – Родине служить», «На чужой стороне, что соловей без песни», «Родина, что мать, умей за нее постоять»). Ведущий: Ребята, а как называется столица России? (ответы детей) 8. Москва — это Красная Площадь, Москва — это башни Кремля, Москва — это сердце России, Которое любит тебя. Ведущий: Ребята, сегодня мы познакомимся с укладом жизни, прикладным исскуством и фольклором народностей, живущих в нашей местности. В какой области мы живем? В каком районе? Как называется село, в котором вы живете? (ответы детей) Ведущий: Правильно, ребята, мы живем в Оренбургской области, Красногвардейском районе, в селе Плешаново, а кто и в селе Донском, которое является нашей малой Родиной. Живут в нашем районе много разных национальностей: русские, башкиры, татары, украинцы, немцы, мордва, казахи и т.д. Посмотрите слайды. Просмотр слайдов «Наш многонациональный район». Ребенок в русском народном костюме, с караваем в руках: 9. Здравствуйте! Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклоняясь, отведать просим. (ставит каравай) Ведущий: Русский народ относится не только к самому многочисленному населению, но и к достаточно старинному населению Оренбургского края. Русскими первопоселенцами в нашем крае были вольные казаки. С былых времен русские пахали землю, сеяли хлеб. По русскому обычаю сеял большак — старший в семье мужчина. Сеяли вручную, разбрасывая семена из круглого лубяного или берестяного лукошка. Жилище русского человека отличается единым принципом построения внутреннего пространства избы. Ее внутреннюю, жилую часть разделяла на две половины матрица — особое обтесанное бревно, на которое укладывались потолочные бревна. В одной части дома находились входная дверь, печь, в другой "красный угол". В первой зоне священным местом является печь, по этому ее называют еще и печной зоной. Печь и кормит, и обогревает семью, дает возможность устроить самое уютное, теплое место для сна. По диагонали от печи располагалась обрядовая зона — "красный угол". В "красный угол" приглашали сесть самых почетных гостей. Здесь находились иконы. В целом "красный угол" оформлялся по принципу пирамиды, высокого терема: ниже иконостаса стоял стол, еще ниже лавки расположенные по периметру пола. В избе красный угол находился в самом чистом месте наискосок от печи. Здесь помещались иконы. К празднику иконы и окошки украшались чистыми вышитыми полотенцами. Рядом, по обычаю, стоял обеденный стол. За обеденным столом собиралась вся семья, и, помолившись, приступала к трапезе. Национальной едой у русских были блины, пироги, курники. Стены избы строили из дерева. Из дерева делали храмы, крепости, а также предметы домашнего обихода: столы, стулья, лавки, посуду. Большое место занимали плетеные вещи. Делали их из прутьев соломы, камыша, корней сосны, ели. Получались корзины. Шкатулки, мебель. Обувь тоже была плетеная, называлась лапти. Основой традиционного наряда была рубаха, мужчины носили ее навыпуск и обязательно подпоясывали. Женщины поверх рубахи надевали сарафан. Игрушки для детей делались из соломы, ткани и дерева. На весь мир известны русские матрешки, которые делались из дерева, а затем расписывались. Весной, как только появлялась первая трава, дети выбегали за околицу и водили хороводы. А юноши и девушки – русские красавицы водили хороводы и кругами, и стенка на стенку, и змейкой. Все село сбегалось на них посмотреть, ими полюбоваться. Давайте и мы, ребята, так красиво поведем хоровод, чтобы нами полюбовались, а затем поиграем в русскую народную игру «Горелки».
Впереди стоит только тот, кто должен будет гореть, а позади него встают две пары. Горящий бежит вперед; за ним, на несколько шагов отставая, – те обе пары, каждая держась за руки. Неожиданно горящий оборачивается и хочет схватить кого-нибудь; пара разрознивается и быстро бежит в сторону; он не дает им соединиться, бегает за ними по очереди. Если им все же удается соединиться, схватиться за руки, то они вновь заставляют его гореть. Если же он поймает одного из разлучившейся пары, то тот играет горю!, а этот становится на его место. Ведущий: Ну а теперь я вам расскажу о татарском и башкирском народах. Как вы уже знаете, наш Красногвардейский район многонациональный. Одними из первых заселились на наших землях татары. Они основали села Утеево, Ибряево. После них заселились на наших землях башкиры по рекам Ток, Чуран (Уран) по селам Староюлдашево, Ильясово, Бахтиярово. Башкирские дома всегда располагались к улице короткой стороной. Именно такое положение позволило отделить кухню от улицы и приблизить ее к хозяйственным постройкам. В избе важным местом стали низкие и просторные нары. Они выстраивались в противоположную сторону входу (как в юрте). Нары покрывались войлоком и паласами. Подушки, тюфяки, стеганные одеяла, как и в юрте складывались красивой, яркой стопкой. Занавесь (шаршау) огораживает, закрывает нары на ночь. Утром она сдвигается, увеличивая пространство интерьера. Печь ставили в левом углу при входе на расстоянии 70- 80 см. от стен, так чтобы ее можно было обойти вокруг. Печь обозначала женскую половину. Вещи постоянно нужные в хозяйстве (посуда, лампа и пр.), размещались на выступах печи, в ее нишах. Рядом прибивалась полочка, куда складывалась более хрупкая посуда. Отдельно прибивалась полчка для ложек. Вещи хранили в сундуках. Другая половина — "чистая изба" — предназначалась для гостей. Это чистая. Всегда убранная, самая уютная половина дома. В ней жил хозяин дома. Детям сюда ходить не полагалось. В целом интерьер башкирского дома был довольно прост. Внешний вид домов татар походил на жилища русских. Но дом делился на 2-4 части. Для каждого женатого сына имелась своя комната, в ней устраивались нары, заменявшие мебель. Они устилались кошмами или коврами. В одном углу на нарах помещалась постель — перина, подушки, одеяло. Днем женщины, кроме старушек, находились в особой комнате, куда посторонним входить не дозволялось. В доме соблюдались уют, порядок, опрятность. Печи несколько раз в год белились, а потолки и стены красились. Татары и башкиры заселялись семьями. Они занимались скотоводством, охотой, рыбалкой. Тогда на нашей реке Ток было очень много рыбы, поэтому и реку назвали «Тук» -сытная. Также они держали очень много птиц — гусей, уток. Женщины в семьях занимались домоводством, ручной работой – вязали красивые платки, носки, варежки, вышивали, ткали ковры и растили детей. После работ устраивались народные гулянья, где мужчины показывали свою удаль, ловкость, силу, играли на музыкальных инструментах — гармонь, курай, а женщины готовили на общий стол угощенья – бешбармак, чак-чак, лепешки. Не зря в народе говорят: Икмек –тоз, якты йоз. Икмяк- тундан йылырак. Икмяк юлда йок тюгел. Башкиры и татары любили пляски, песни, стихи, которые сами сочиняли. Я хочу предоставить слово бабушке Артура Нардинова — САНИЕ АПАЙ. Но сначала она хотела вам показать татарский танец, давайте встретим ее аплодисментами. (Рассказ Сании Дамировны о том, какие традиции и обычаи есть у татарского народа). Ребята, а вы посмотрели, как пляшет Сания Дамировна, а теперь под эту музыку мы с вами поиграем в башкирскую игру «Липучие пеньки». Башкирская народная игра «Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)» Правила игры: Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Пеньки не должны вставать с мест. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Ведущий: Стоит на берегу стенного Тука башкирское село Староюлдашево. Много лет назад там родился Сулейман Мингужинович Муллабаев. Свои первые стихи он писал еще в довоенные годы. Когда началась Великая Отечественная война, он участвовал на Волховском и Ленинградском фронтах. 28 декабря 1944 года он был демобилизован по ранению. После войны он работал учителем в своем родном селе Староюлдашево и продолжал писать стихи. Конечно, очень жаль, что его сейчас нет в живых, но мы можем послушать его стихи из этих книг. В своих стихах – лиричных и напевных, Сулейман Мингужинович раскрывает перед нами живой мир природы, деревенский быт, военную тему. Его героями являются также наблюдательные и любознательные дети, стремящиеся как можно поскорее стать взрослыми. Дети читают стихи С.М. Муллабаева: 1. Клен: Падает листочек с клена, Так он ярок и хорош, Этот красный-красный листик На гусиный след похож! 2. У осенней тучки У осенней тучки- Озорницы ручки, Правою махнет- Дождик польет, А левою помашет - Снег летит и пляшет. 3. Кто расхаживал по снегу? Кто расхаживал по снегу? Догадайся ты по следу- Каждый снежный птичий след Затаил в себе секрет: Вот трехзубчатые вилы- Это голуби ходили, Мелких строчек вереница – это прыгала синица, Каждый снежный птичий след Рассказал мне свой секрет. 4. Скворечник Вверху скворечник новый, Уж до чего хорош! На ящик он почтовый Совсем-совсем похож, И почтальон на крыше Махает нам крылом, Спасибо вам, мы слышим, За светлый, новый дом! Я за квартиру эту Всех вас благодарю, И верную примету – Тепло, весну дарю! С.М. Муллабаев. Ведущий: А сейчас мы с вами поговорим о немецком народе. Гутен таг, либе Киндер! Рядом с другими народами поселился на землях Красногвардейского района и немецкий народ, который славился трудолюбием. Немцы издавна работали на земле, выращивали пшеницу, картофель, морковь, свеклу. В хозяйстве было много скота: коров, лошадей, свиней, овец, а также птиц — гусей, уток, кур. Но для того, чтобы выращивать пшеницу, овощи, пасти скот, нужна была земля. Немцы искали такую землю. И вот царица Екатерина II пригласила немцев в Россию для освоения целинных земель. Немецкие семьи были большие. Мужчины работали на полях, обрабатывали землю, строили мельницу на реке Ток, маслобойки, мастерили сельхозинвентарь, а женщины работали дома, кормили скот, пололи огород, растили детей. Старшие дети нянчили младших, помогали маме. Когда у мамы появилось немного свободного времени, она играла с детьми в пальчиковые игры, пела им песенки, играла на гитаре, аккордеоне, учила детей танцевать. А давайте мы с вами спляшем немецкий народный танец «Полечку». Танец «Полечка». Ведущий: Ребята, сегодня мы познакомились с культурой, обычаями, традициями четырех народов, живущих в нашем районе. Но в нашем районе проживают еще и другие народности: украинцы, белорусы, казахи, цыгане, молдаване. У всех народов свои традиции, свои обряды. Очень важно научиться уважать обычаи других национальностей. С уважением относиться друг к другу, понимать друг-друга. А самое главное – вырасти хорошим человеком. Не важно, на каком языке мама или бабушка вас похвалит или поругает. Любые родители, на каком бы языке они не говорили, хотят, чтобы вы, их дети, выросли хорошими людьми. Ребята, дружите, друг с другом, не ссорьтесь, чаще улыбайтесь, растите умными, честными, добрыми на радость своим родителям! А закончим мы наш праздник песней «Добрые дела». Песня «Добрые дела», муз. М. Протасова, слова В.Петрова. Ведущий: А теперь всех ребят и родителей мы приглашаем на чаепитие с национальными блюдами, которые приготовили ваши родители.
|