Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства – путешествие на ковре-самолете» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Мукина Ольга Петровна | |||
10.03.2020 23:57 | |||
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства – путешествие на ковре-самолете» Мукина О.П. Воспитатель первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» Цель: приобщение детей к истории России. Задачи:
Предварительная работа: знакомство с государственными и традиционными символами России, рассматривание иллюстраций на тему «Моя Родина», «Мой город», разучивание стихов про флаг-триколор, герб, про родину, беседы на тему «Моя Россия», «Что родиной зовётся», знакомство с русской народной культурой.
Приоритетные образовательные области: Познание, Коммуникация. Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Художественно-эстетическое развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. Оборудование:
Музыкальное сопровождение: аудиозапись гимна России, вальс Фредерика Шопена «Осенний вальс» (при рассматривании картины). Ход НОД Организационный момент: Воспитатель: Колокольчик, мой дружок, Собери детей в кружок. (звонит) Начинаем мы играть. Про Россию вспоминать. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему я сказала, что именно про Россию мы будем вспоминать? Ответы детей. Воспитатель: действительно, приближается торжественный праздник. Праздник нашей страны, нашей с вами большой Родины. Как она называется? (Россия) Верно. А праздник называется ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА РОССИИ. Он отмечается 4 ноября. А что такое «ЕДИНСТВО»? От какого слова образовано название «Единство»? Слово «единство» образовано от слова «Единый», т.е. одно целое, нераздельный. Раз мы с вами говорим о России, вот наша страна и есть целая, нераздельная, единая, объединённая одной целью, одной жизнью, одним законом, находится под одним правителем, под одними символами. Предлагаю вам поиграть в игру – «Путешествие по уголкам России». А предлагаю я вам полетать на ковре-самолёте. Итак, располагаемся уютно на нашем ковре (дети вместе с воспитателем садятся на ковёр). Полетели. Повторяем наши заводные-ключевые слова: ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу. Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим. Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт. Пролетели чрез моря, горы, реки и поля. Мы снижаемся! Земля! Вижу станцию. Это станция «Символическая». Повторите. Приземляемся. (На столе разбросаны полоски трёх цветов: белого, красного, синего; разрезные картинки герба). Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь какие-то полоски и картинки разбросанные. Предлагаю навести порядок. Вот только какой порядок? Как станция называется? А путешествуем мы по какой стране? Ответы детей. Воспитатель: Значит, нам нужно навести порядок в символах России. А какие мы с вами знаем символы нашей страны? Ответы детей (флаг, герб). Воспитатель: Кто догадался? Что мы можем собрать из цветных полосок? Ответы детей (флаг России-триколор). Воспитатель: Почему его называют ТРИКОЛОР? (флаг имеет три цвета. «Колор» – иностранное слово, переводится как «цвет».) Послушайте стихотворение: Флаг России – триколор, Три полоски ловит взор. И у каждой новый цвет, А у цвета свой секрет. Снизу красный – самый яркий, Цвет побед в сраженьях жарких, Русской кровью что добыты И народом не забыты. В середине флага – синий, Словно Волга по равнине… Синеву родимых рек Любит русский человек. Сверху, словно облака, Цвет снегов и молока. Чистый белый – мира цвет, Говорит он – войнам нет! (И. Агеева) Воспитатель: Теперь попробуем собрать флаги-триколоры. Д/игра «Собери флаг» Воспитатель: Здорово! Мы собрали с вами флаги России. Навели немного порядок. Но есть здесь ещё что-то. (На столе лежит иллюстрация с гербами разных стран, в том числе и России) Что бы значила эта картинка? Может кто-то знает? (Ответы детей). Это похоже на герб. А как выглядит наш герб – герб России? Давайте попробуем его найти на этой картинке. Молодцы! Узнали! Может кто-то сможет описать герб? Ответы детей. Воспитатель: Послушайте мой рассказ: Орёл – символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит на запад и на восток. Корона на голове орла символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти. В другой лапе – золотой шар-держава – символ могущества страны. Слово «МОГУЩЕСТВО» означает большая сила, власть, влияние. На груди у орла красный щит с изображением русского святого Георгия Победоносца, колющего копьём змея. Святой Георгий – символ добра, змей – это зло. То есть, добро всегда побеждает зло. И добро должно быть с кулаками. Вот в этих картинках тоже беспорядок. Надо и здесь навести порядок. Д/игра «Собери герб» Ну что ж, порядок на станции «Символическая» наведён! Отправляемся дальше. (Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр-самолёт) Заводим наш ковёр-самолёт ключевыми-заводными словами (вместе с детьми): ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу. Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим. Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт. Пролетели чрез моря, горы, реки и поля. Мы снижаемся! Земля! Воспитатель: Вижу станцию. Станция «Зелёная». Смотрите, ребята, какой-то листок. От какого он дерева, кто догадался? Верно. На нём что-то написано: Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Нас много здесь. Мы просим вас, Верните лес, разделите нас. (Дерево). Воспитатель: Кто это или что это просит нас о помощи? Вы отгадали загадку? Правильно! Это дерево. Воспитатель: Россия – страна богатая лесами. Какие деревья нашей страны вы знаете? (Тополь, клен, сосна, ель, береза, липа…) Ребята, на этой станции тоже необходимо навести порядок. Нашей родине нужны леса. Леса бывают хвойные и лиственные. Предлагаю поиграть в игру «Лиственные – хвойные» разделите деревья на две группы и посадите лес хвойный и лиственный. (Клен, береза, дуб – лиственные; хвойные – ель, сосна, кедр). Воспитатель: Мы молодцы! Помогли деревьям. Навели на станции «Зелёная» порядок. Полетели дальше. Пилот, заводи самолёт: ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу. Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим. Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт. Пролетели чрез моря, горы, реки и поля. Мы снижаемся! Земля! Воспитатель: Интересно, что же это за станция. Приземляемся? Станция «Музейная-галерейная». (Детей встречает кукла Мария в русском сарафане. Воспитатель берёт куклу в руки и от её имени приглашает детей в музей русского искусства) – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария. – Здравствуйте, Мария! Какой на тебе красивый русский сарафан! А кокошник расшитый золотыми нитками! – Благодарю! Добро пожаловать в наш музей русского искусства! Обратите внимание на эту стену. Что вы здесь видите, ребята? Ответы детей. Мария: этот стенд предлагает нашему вниманию изображения людей в национальных костюмах. Здесь и башкиры, и уйгуры, и якуты, и русские, и татары (указывает на костюмы). Ведь на территории нашей страны проживают многие национальности. Наша родина – МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ. Ребята, попробуйте повторить это слово. (Дети повторяют вместе с воспитателем). Это и татары, чуваши, армяне, белорусы, казахи и многие другие. А поможете мне найти картинку с изображением русского костюма? Да, верно. У любого народа есть свои традиции, обычаи и национальная одежда. В старые времена не было швейных фабрик, и люди сами вручную шили себе одежду. Русский национальный костюм всегда был красив. У мужчин, парней и мальчиков это была рубашка – косоворотка, т.е. с косым воротом, широкие штаны на манжете внизу и подпоясывались мужчины кушаком-поясом, широкой лентой. А у девочек и женщин был красиво расшитый сарафан, на голове – кокошник, украшенный разными узорами из золотых ниток и бусин, или самотканый – сами ткали – разноцветный платок. Посмотрите, а здесь висят иллюстрации с негосударственными символами нашей России: здесь и матрёшка, деревянные расписные ложки, и балалайка – русский народный музыкальный инструмент и берёзка белоствольная – тоже символ России. Как богата наша страна. Сколько ещё в ней интересного и многогранного! Мария: Ой, посмотрите ребята! Кто-то неправильно повесил картину. Отвернул её от нас. Давайте посмотрим на неё и рассмотрим. Что же изображено на картине? Предлагаю поиграть в игру «Раздели на части». Для неё нам понадобится подзорная труба. Она есть в нашей галерее. (Детям раздаются трубы, скрученные из бумаги, диаметром 3-5 см). Предлагаю посмотреть на картину в подзорную трубу и поделить её на части. Наведём резкость ( «чик-чик», глядим по сторонам, потом на картину) и внимательно посмотрим на картину.
Молодцы, ребята! Воспитатель: Нам пора улетать. Спасибо Вам, Мария! Нам было очень интересно. Мы многое узнали. До свидания! Скорее прыгаем в ковёр-самолёт и летим: ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу. Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим. Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт. Пролетели чрез моря, горы, реки и поля. Мы снижаемся! Земля! Воспитатель: Ребята, мы прилетели к Дому Правительства. Где он находится? (В Москве – столице нашей Родины) А кто же президент или глава нашего государства? (Владимир Владимирович Путин). Верно. А в Доме Правительства сейчас начинается собрание. И звучит ещё один государственный символ нашей Родины – это гимн России. Гимн полагается слушать стоя. Давайте и мы с гордостью послушаем наш гимн. (Слушаем) Воспитатель: Ребята! Нам пора возвращаться в детский сад. Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт. Пролетели чрез моря, горы, реки и поля. Возвращаемся! Земля! Рефлексивно-оценочная часть:
|