Методические указания к комплекту дидактических игр по краеведению «Люби и знай, свой край родной». |
Патриотизм детям | |||
Автор: Горошникова Т.С. Егорова М.Н. | |||
12.03.2020 13:08 | |||
Методические указания к комплекту дидактических игр по краеведению «Люби и знай, свой край родной». Воспитатели:
Киселевск, 2019г. Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение Киселёвского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида» А.А. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Этот материал особенно ценен в работе с детьми дошкольного возраста для формирования краеведческих знаний, воспитания любви к родному краю.
Краеведческое воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание устойчивого интереса к родному краю, познавательной активности, воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать, как можно больше нового о своей малой Родине. Следует отметить также то, что краеведение – неисчерпаемый источник для интегрированного обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми. Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности. «Ориентации личности выступают, своего рода, «фильтром», пропускающим ту или иную информацию, которая не требует перестройки всей системы личности, поддерживает ее внутреннюю целостность, удовлетворяет потребности личности теми способами и посредством тех ценностей, которые предлагает само общество». (Г. Н. Мусс, 2007) Особое место в краеведческом воспитании детей дошкольном возраста занимает игра. Через неё ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений взаимодействия с окружающим. Краеведение — это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города… Главной целью дошкольного краеведения является — воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Настоящие методические указания направлены на оказание помощи воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования и родителям для повышения компетентности в вопросах организации работы по краеведению в соответствии с ФГОС ДО. Комплект дидактических игр и методические указании к ним могут использоваться в следующих областях знаний и деятельности:
Пояснительная записка Воспитание нравственной стороны дошкольника – будущего гражданина является одним из важнейших компонентов в развитии личности. Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в Российском Государстве чувство патриотизма, формирование в молодом поколении граждански активных, социально-значимых качеств. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, родного края, города, достопримечательностях, коренных жителях, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая разработана на основе приумноженных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой учитывается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Мы живем в Кемеровской области, а это полиэтнический регион и культура его многонациональна: в ней переплелись, взаимообогащая друг друга, культуры больших и малых народов. Поэтому, знакомя детей с природой и культурными традициями, города, родного края, родители и педагоги воспитывают у детей чувство любви к родине, национального самосознания, духовность, культуру межэтнического общения. Практическая значимость методических рекомендаций:
Разработанные методические рекомендации "Люби и знай, свой край родной" по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края могут использовать воспитатели ДОУ, дополнительные учреждения и родители для повышения компетентности в вопросах организации работы по региональному компоненту в соответствии с ФГОС ДО. Цель составления методических рекомендаций: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ожидаемые результаты:
Новизна идеи состоит в том, что методические рекомендации к комплекту игр по краеведению "Люби и знай, свой край родной" решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, к культуре и традициям народов Кемеровской области, а также преподнесения воспитанникам краеведческой информации (познавательные игры, творческие задания). В результате дети дошкольного возраста смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами своего города и региона; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю города. Дидактическая игра МАДОУ №2 «Лучики»: «Профессии Кузбасса. Кому что нужно для работы?» Цель: знакомство детей с представителями профессий Кузбасса и соответствующими атрибутами, необходимыми для работы. Задачи:
- воспитывать познавательный интерес и уважение к труду. Возрастная аудитория: дети среднего и старшего дошкольного возраста. Краткое описание игры: шесть мягких игровых кубиков, с гранями размером 8*8 сантиметров каждая, на которых изображены представители разных профессий Кузбасса и атрибуты, необходимые для работы: один кубик содержит изображения только представителей профессий, на гранях других кубиков изображены атрибуты. Упрощается игра тем, что каждая профессия и атрибуты, принадлежащие к ней, закреплены за гранью кубика одного и того же цвета. Профессия учитель — соответствующие атрибуты: глобус, учебная доска, мел, указка, учебники. Профессия шахтер: каска, отбойный молоток, кирка, фонарь, кувалда. Профессия металлург: доменная печь, фартук и нарукавники, литьевой ковш, каска с защитной маской, железо. Профессия химик: колбы, защитные очки, препараты, микроскоп, химический аппарат. Профессия доктор: спецодежда, шприц, аптечка, кушетка, стетоскоп. Профессия фермер: вилы, трактор, комбайн, корова, тележка. Методические указания к игре: - предварительная работа с детьми. - рассказ о профессиях, характерных для Кузбасса. После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем, по мере её освоения, дети могут играть самостоятельно. Так как игра содержит объемные фигуры, которые доступны для просмотра всем участникам, игра может быть, как настольной, так и напольной. Правила игры: каждый участник должен правильно выбрать атрибут, подходящий к профессии. В игре учувствует от 2 до 5 человек. Первый игрок-ведущий, выбирается по считалочке, остальные игроки участвуют по очереди. Игра строится, таким образом, чтоб правила игры соответствовали возрастным особенностям детей. Вариант 1: (Средняя группа) Игра рекомендуется для индивидуальной работы. Ребенку предлагается рассмотреть пирамиду, состоящую из кубиков составленную таким образом, что в первом ряду стоит три кубика, во втором ряду два кубика. На гранях предложенных кубиков изображены предметы, относящиеся к той или иной профессии. Задача играющего подобрать подходящую профессию и поставить в завершение пирамиды. В данном варианте и в дальнейшем, игра считается правильно выполненной, если все кубики выставлены гранями одного цвета. Вариант 2: (Старшая группа) Играющим предлагается рассмотреть предметы, изображенные на кубиках, которые выставляются ведущим в количестве трех штук. Задача играющих поставить в следующем ряду два подходящих кубика, а затем подобрать загаданную профессию и поставить кубик в завершении пирамиды. Ход игры: Ведущий, которого выбрали по считалке, кидает кубик, на котором изображены профессии. Называет профессию, которая выпала на кубике. Остальные участники рассматривают кубики, подбирают грань с изображением материалов или инструментов, необходимых для этой работы, объясняют свой выбор. Почему именно эта профессия важна и ее нужно уважать. Игра заканчивается по мере уставания детей. Интеллектуальная игра «Всезнайки». Цель: воспитание чувства гордости и любви к Родине, к родному краю. Задачи:
Возраст детей: игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Краткое описание: игровое поле, разделённое на 5 секторов, юла со стрелкой, конверты с карточками:
Методические указания к игре:
После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем по мере её освоения дети могут играть самостоятельно. Все материалы для игры должны располагаться по отношению к игрокам так, чтобы их было хорошо видно и удобно использовать, поэтому игру лучше проводить за столом. Правила игры: Воспитатель или ребёнок раскладывает конверты с надписями и условными обозначениями по секторам. Ребенок раскручивает юлу со стрелкой и называет тот конверт, на который она указывает. Затем конверт открывается, достаются карточки с изображениями, и дети называют что на ней изображено. За каждый правильный ответ игрок получает жетон. Победил тот, у кого больше жетонов.
Ход игры: Количество игроков: подгруппа детей от 3-х до 5-и человек. Дети рассаживаются так, чтобы всем было хорошо видно и удобно дотянуться и выбрать карточку. За правильно выполненное задание участник интеллектуальной игры «Всезнайки» получает поощрительный жетон. Игра заканчивается, когда все дети справились с заданием. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество жетонов. Игра может проводиться несколько раз. Когда все дети начинают легко справляться с заданием, игру можно усложнить. Предложить детям (одному игроку нескольким) составить рассказ по изображению. Игра способствует стимулированию познавательного интереса детей к истории родного края, формирует познавательную культуру и патриотическое сознание. Дидактический материал игры соответствует возрасту детей, практичен в использовании в работе с детьми. Дидактическая игра — лото «Красная книга. Фауна» Детское лото — это занимательная настольная игра для детей от 5 лет, которая способствует развитию внимания, логического мышления и зрительной памяти ребёнка, а также знакомит детей с животными красной книги Кузбасса, расширяет кругозор. Лото включает 4 игровых карточки и 16 фишек:
Правила игры В лото могут играть одновременно от двух до шести человек. Участникам игры раздаются карточки. Фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий достаёт по одной фишке, называет изображённый объект и показывает фишку. Игрок, на чьей карточке находится соответствующая картинка, забирает фишку и накрывает ею названный объект. Выигрывает тот, кто первым закроет фишками лото все картинки на своей карточке. "Кто первый?" Участникам игры раздаются карточки. Фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий достаёт из мешка по одной фишке, называет и показывает её игрокам. При усложнённом варианте игры ведущий только показывает фишку, не называя её. Игрок, на чьей карточке находится соответствующая картинка, забирает фишку и накрывает ею совпавший рисунок. Если желающих забрать фишку нет, фишка возвращается в мешок. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок закрыл фишками лото все картинки. "Что изменилось?" Ведущий выкладывает от 3 до 6 разных фишек картинками вверх. За некоторое время игроки должны постараться запомнить их. Затем участники отворачиваются, а ведущий что-то меняет, например, убирает или докладывает одну или несколько фишек, меняет их местами. Игроки поворачиваются и стараются определить, что изменилось. Тот, кто сделает это первым (и разумеется, без ошибок), сам становится ведущим. "Подбери фишку" На игровой поверхности раскладываются фишки картинками вверх. Ведущий предлагает выбрать фишки с изображением: а) животных; б)птиц; и т.п. в зависимости от вида лото (например, если лото с видами транспорта, то выбираются только легковые машины или только грузовики и т.д.). Участники игры по сигналу ведущего начинают выбирать фишки. Когда все фишки выбраны, игроки проверяют правильность выбора и подсчитывают количество фишек. Победителем становится тот, у кого оказалось больше всех фишек с заданным признаком. "Что общее?" На игровой поверхности ведущий выкладывает три фишки с картинками, имеющими один общий признак. Задача игроков – определить признак и найти ещё фишки с этим признаком. Выигрывает тот, кто нашёл большее количество подходящих фишек. Он становится ведущим. "Какая фишка лишняя?" На игровой поверхности ведущий выкладывает несколько фишек с картинками, имеющими один общий признак и одну лишнюю фишку. Задача игроков – догадаться, по какому признаку собраны фишки, и определить лишнюю. Эта игра способствует развитию логики у детей. Выигрывает тот, кто первым нашёл верное решение и смог его обосновать. Дидактическая игра "Собери пазлы" Цель: формирование представление о том, что не только у страны есть государственная символика: флаг, герб, но и у каждой области и края. Задачи:
Возраст детей: 4-7 лет. Материалы: шаблон-образец герба и флага России, герба и флага Кемеровской области, герба и флага города Киселевска, карты кемеровской области. Правила игры: 2-3 ребёнка раскладывают коробки и рассматривают гербы и флаги, подбирают герб к флагу.
Ход игры. Составить из предложенных символов герб или флаг и рассказать о нём.
на память.
игровой задачи. * Пазлы " Собери карту Кемеровской области" Задачи: познакомить с картой Кемеровской области, с её городами и районами. Привить любовь к родному краю.
на память. Дидактическая игра «Собери карту Кемеровской области» Цель: формирование знаний о карте Кемеровской области, составление карты по образцу и по памяти, развитие внимания, зрительной памяти, воспитание интереса к родному краю. Возраст детей: 5-7 лет. Оборудование: карта Кемеровской области с выделенными цветом городами, контуры 20районов. Игровая задача. Игра проводится по типу «пазлы». Отдельные цветные контуры городов накладываются на готовый образец- карту Кемеровской области. Названия районов называются сначала воспитателем, затем детьми, отыскиваются и размещаются на нужное место на карте. Электронная игра «Я люблю свою страну!» Возраст детей: 5-6 лет. Цель: Закрепление знаний детей о мужских военных профессиях; Закрепить знания детей о народных русских костюмах, так же о пословицах родной страны. Ход игры: Детям необходимо, пройти все уровни, что бы вместе с солдатиком дойти до флага Российской Федерации. 1-уровень. «Найди отличия». Необходимо с помощью мыши нажать на картинке в то место где присутствует отличие. 2-уровень. «Найди летчика, моряка и танкиста». Детям предложены 3 мужские военные профессии. Необходимо, с помощью мыши указать, какая техника принадлежит летчику, моряку и танкисту. Разминка. 3-уровень. «Наряди куклу в Русский народный костюм». Из 4-х предложенных национальных костюмов, детям необходимо найти русский народный костюм. 4-уровень. «Продолжи пословицу». Детям с помощью воспитателя необходимо прочитать начало пословицы и из предложенных вариантов выбрать ее конец. Список литературы
Приложение 1.
|