«Традиции живая нить» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Жумалиева Гульзаде Мендгалиевна | |||
22.07.2015 11:34 | |||
«Традиции живая нить» Цели:
Класс украшен празднично. На доске вывешено название мероприятия. На плакате написаны пословицы. Вывешены рисунки учащихся. Ход мероприятия. 1. Организационный момент.
2. Основная часть. Воспитатель начинает занятие со стихотворения Алексея Маркова: Время – это скульптор, Всё, что в жизни грезим, - Нажитое нами - Воспитатель: Я не случайно прочла это стихотворение. Ведь тема нашего занятия называется «Традиции живая нить». И сегодня у нас непростое занятие, а путешествие в страну Традиции, Обрядов и Обычаев. С самого своего рождения человек слышит звуки своего родного языка. Язык отражает для человека культуру, созданную человеком, хранит для человека, передаёт от родителей детям. - Ребята, а как вы думаете, что такое обычай? - Ответы детей. - А кто из вас скажет, в какой области мы живём? - Ответы детей. - Правильно, в Астраханской области. Наша область многонациональная. Здесь живут и русские, и казахи, калмыки и татары, немцы и узбеки. И у каждого народа свои традиции и обычаи. Издавна смена времён года отмечалась каждым народом особыми праздниками. Ведь у каждого времени года своя красота, свои особенности. Зима дарит нам пышные снега, прозрачный лёд и бодрящие морозы. Весна радует звонкими капелями, ярким солнцем. На смену весне спешит ягодное, грибное, тёплое лето. А затем всех одарит и накормит щедрая осень. В праздничные дни пелись песни, разыгрывались игры и конкурсы. Сегодня мы узнаем, как проводили свои праздники русские, татары и калмыки. И вот, что нам расскажет о русских традициях празднования Утибаев Каир. Каир: Год начинался с праздника Рождества. Семья собиралась за праздничным столом. На столе должно быть много угощенья. Было заведено принимать за столом нищих. Обычай обходить дома с поздравительными песнями назывался – Колядки. В этих песнях хозяевам желали богатого урожая в новом году, здоровья, хорошего приплода скота. Ребятишкам подавали в окошко, припасённые заранее конфеты, орехи, печенье, иногда деньги. После обхода собирались в чьей – нибудь избе, высыпали угощенье на стол и вместе лакомились. Воспитатель: - Молодец! А после долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую весну – Красну. Масленицу справляли весело, шумно. Всю неделю ходили, друг другу в гости, пекли блины. Подавали их с мёдом, вареньем. Эту неделю называли обжорной. Делали куклу из соломы и в воскресенье несли её на лёд и жгли. Когда костёр догорал, тогда рубили прорубь и пепел сбрасывали в воду. Последний день Масленицы – Прощённое воскресенье. В этот день все просили друг у друга прощения. Был такой обычай в конце зимы звать и кликать весну. В этот день пекли из теста птиц: куликов, грачиков, жаворонков. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песни – заклички. В них просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну. Сейчас мы вам покажем эту сказку. 3. Инсценировка сказки «Как весна зиму поборола». Действующие лица: Машенька — Мехрангез Воспитатель: Жила – была в одном селе девочка Машенька. Сидела она под окном, вязала и приговаривала: Машенька: Когда Весна придёт, когда снега потают, вода разольётся по лужам, напеку куликов и жаворонков. С подружками пойду Весну встречать, кликать – звать. Воспитатель: Ждёт Маша весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, всё морозы куёт, надоела всем. Что делать? Беда! Надумала Маша идти Весну искать. Пришла она в поле, села на горку и зовёт Солнце. Машенька: Солнышко, солнышко, Машенька: Видело ли ты, Солнышко, красну Весну, встретило ли ты свою сестру? Солнце: Не встретило я Весну, а видело старую Зиму, видело, как она от Весны ушла, от красной бежала, В мешке стужу несла. Сама оступилась, под гору покатилось. Да вот в вашем селе осталась, уходить не хочет. А Весна про это не знает. Иди Машенька за мной, как увидишь лес, там и ищи Весну. Зови её в свои края. Воспитатель: Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится, туда и она идёт. Ходила, ходила, да и заблудилась. Села на пенёк, отдохнуть, вдруг видит – Лебедь – белая. Та Лебедь была Весна. Стала тут Машенька Весну кликать – звать: Машенька: Ой, Весна, Весна, добра Матушка! Ты иди в наши края. Старая Зима не уходит, всё морозы куёт! Воспитатель: Услышала Весна Машин голос. Пошла к Зиме. С весной Зимушка повстречалася, о здоровьеце всё справлялася. Весна: Ой, здорова, будь, Расскажи мне без утайки Весна: Потому что ты Все поля и луга орошаю я. Уходить из гостей? Воспитатель: Взяла Весна Золотые Ключи и замкнула Зиму лютую. Так Весна Зиму поборола! А Машенька пошла домой. - Ребята, кто помог Весне Зиму побороть? - Ответы детей. Воспитатель: Все народы праздновали пробуждение природы от зимнего сна. Вот и татары встречали весну древним праздником – Сабантуй. Считалось, что, чем веселее и радостнее празднуется Сабантуй, тем щедрее будет к людям природа. Более подробно об этом нам расскажет Мадина Кумарова. Мадина: К празднику готовились заранее, весь год. Шили новые платья, вышивали платки и полотенца. В парке ставили печи для плова. Накрывали столы с национальными блюдами: чак – чаком, кайнарами. Детей катали на красочно украшенной телеге, запряжённой лошадью. Старейшина читал молитву, после этого начинали Сабантуй. Воспитатель: Спасибо. А каких только конкурсов и игр не проволдилось на Сабантуе. Вот одна из игр «Съешь булку». Проведение игры. Условия: На верёвку нанизывали сдобные булки, натягивали верёвку над землёй. Участникам завязывали руки и по команде каждый участник начинал есть булку. Кто быстрее съест, тот и станет победителем. Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю разгадать загадки: 1. Сшили из чёрной кожи, 2. Боярин зодчих пригласил. 3. Что это за паренёк Разливает кипяток, 4. Раздался колокольный звон, друг друга мёдом угощают? 5. Из большой свеклы родился Воспитатель: Следующий праздник, о котором нам расскажет Мехрангез Курбонова, называется «Цаган – Сар». Его проводят калмыки в последний день марта. Этот день считается радостным, все поздравляют друг друга, желают счастья, удачи. Люди в этот день надевают свои красивые наряды, накрывают столы. Итак, слушаем Мехрангез. Мехрангез: Перед праздником Цаган – Сар в каждой семье открывали все свои сундуки и вывешивали самую красивую и яркую одежду. Затем их закрывали и ставили друг на друга. Резали баранов и жарили борцоки. На празднике поют песни. Воспитатель: А история возникновения праздника такая. «В давние времена Кумсе – по калмыцки чудовище, издевался над людьми, убивал их. Люди боролись с ним, но бесполезно. Наконец, самая смелая дочь одного из богов выходит замуж за чудовище. У них родился сын. Мать часто била, щипала ребёнка, доводила до слёз. Чудовище однажды спросил, почему ребёнок так часто плачет, на что мать ответила, что он хочет знать место нахождения души чудовища. И чудовище ради своего сына открыло тайну, где же находится его душа. Она у него закрыта глубоко в земле, в трёх чемоданах. И только в самом нижнем чемодане, в яйце находится его душа. Улучив момент, жена нашла это место. Достала она первый чемодан, открыла его. Чудовище жив. Достаёт второй чемодан, открывает его. Чудовище жив. С великим трудом она открыла третий чемодан, открывает его, достаёт яйцо и разбивает его. В это же мгновенье погибает чудовище. Сложив, тело страшилища на лошадь, она рано утром приходит к Богам. Боги благословили этот мужественный поступок, люди поздравили друг друга с освобождением от чудовища и назвали этот день «Цаган» — т.е. светлый. 4. Физкультминутка. - А сейчас, ребята, я предлагаю сыграть в игру «Зеркало», которая проводилась на празднике «Цаган – Сар». Выбирают ведущего, он встаёт перед ребятами и показывает движения, а вы должны их повторять под музыку. В конце водим хоровод. 5. Воспитатель: Молодцы, ребята. Обратите внимание, на плакате написаны пословицы. Как вы их понимаете?
Подвести детей к выводу, что нужно уважать и почитать обычаи, традиции всех народов. 6. Воспитатель: А сейчас ансамбль «Весёлые матрёшки» споют нам частушки. Частушки Заиграй –ка, балалайка, Нам недавно предложили Ветер дует, ветер дует, Раньше знали, что коса – Ух, ты, Злющая Зима, Слышан плач на этажах У соседки Галеньки - Если ты – моя подруга, Расцвели цветочки наши, Хватит реки льдом ковать! Скоро – скоро снег растает, 7. Заключительная часть. Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? О каких праздниках вы узнали? Ответы детей. Воспитатель: А закончить наше занятие мне хотелось бы словами одного старейшего жителя нашего района: «Судьба нашего народа трудна, но у нас есть праздники, они веселы и радостны. Народ наш не затеряется, так как у нас есть молодые, которые сохранят наши традиции и обычаи, есть пожилые люди, которые укажут молодым путь!» Воспитатель: Ну, вот и наше путешествие закончилось и нам пора вернуться в школу. Спасибо всем! До свидания!
|