Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
МБУ лицей № 67 структурное подразделение детский сад «Русалочка» г.о. Тольятти Самарская обл.
Автор: Полторецкая Юлия Александровна, воспитатель высшей квалификационной категория;
Тема: Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО (духовно-нравственное направление).
Скачать конспект
Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.
Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.
Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края» разрабатывался для детей старшего дошкольного возраста с целью пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем и любовь к родному Отечеству.
«Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре».
Д. С. Лихачев
Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Время реализации: февраль — апрель.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, Образцовый театр танца «Плясицы» (художественный руководитель Левашова Л. Е.)
Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (5 — 6 лет)
Образовательная область: проект реализуется в рамках Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) по одному из направлений патриотического воспитания дошкольников — духовно-нравственное воспитание.
Актуальность темы:
Проблема духовно-нравственного развития – одна из важнейших проблем человечества. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.
Однако анализ педагогической литературы по данной тематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует.
Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогику — в разработке содержания, методов, форм, условий духовно-нравственного развития детей и молодежи.
Эта идея легла в основу проекта по развитию у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края.
Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с детьми.
Таким образом, можно заключить, что тема развития у дошкольников представлений о малой Родине является актуальной для изучения с детьми старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.
Цели проекта:
- Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.
- Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о Самарской области, знаменитых людях, об искусстве, о трудовом Тольятти.
- Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.
- Сформировать толерантную культуру у дошкольников через приобщения к культуре разных национальностей малой Родины в условиях дошкольного учреждения.
- Установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка,
- Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
- Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.
- Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в детском саду.
- Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
- Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов непосредственного представителя нации, носителя языка:
- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
- Разработать перспективное тематическое планирование.
- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта
- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
- Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта.
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
- Развивать воображение и творческие способности детей.
Гипотеза образовательного проекта.
Целенаправленная и систематизированная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста над проектом позволит развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития.
Принципы реализации проекта:
1. доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала;
2. систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого, к сложному;
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;
3. наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
- создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Этапы работы над проектом
Направление деятельности, её этапы. Задачи Содержание
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проект
Задача: Сбор и анализ информации
- Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
- Изучение педагогического опыта работы по духовно-нравственному воспитанию. 3. Консультирование с методистом ДОО по вопросам проектной деятельности.
- Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)
- Анализ результатов педагогической диагностики
II этап – методическое обеспечение проекта
Задача:
Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса
- Составить перспективный тематический план по теме проекта.
- Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.
- Согласно задачам и содержанию определить формы организации
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, музыкальные произведения, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.
III этап – работа с детьми
Задачи:
- Формировать у детей простейшие представления о многонациональности нашего города;
- Формировать у детей представления о народах Поволжья.
- Развитие у детей таких качеств, как толерантность, самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности. 1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.
- Создание ситуации вовлечения детей
- Реализация цикла игр — занятий
- Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)
- Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения игровой деятельности, бесед, просмотра видеофильмов, прослушивания музыкальных произведений.
IV этап – работа с родителями
Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.
- Подготовка консультативного материала для родителей.
- Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.
- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
V этап – работа с педагогическим коллективом
Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.
- Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.
- Привлечение специалистов ДОО к участию в мероприятиях в рамках проекта.
- Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта.
VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта
Задача: демонстрация опыта работы
- Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОО.
- Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
1. для педагога:
- освоение проектного метода;
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;
2. для детей:
- сформированы более глубокие и полные представления дошкольников об истории и культуре своей малой Родины, народах, живущих в ней;
- повысился уровень познавательного развития;
- развитие творческих способностей;
- развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении;
3. для родителей:
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы
4. для педагогов ДОО:
- возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми
Продукт проектной деятельности:
- Альбомы с фотографиями «Самарская лука», «Как мы любим, отдыхать», «Ширяево», «Царев курган;
- Панно «Все народы в гости к нам» (коллективная работа);
- Рисунки детей, выполненные карандашами и гуашью на темы: «Моя дружная семья», «Дом, в котором мы живем», «Мой папа самый лучший», «Как мы отдыхаем»;
- Альбом «Костюмы народов Поволжья»;
- Картотека «Подвижные игры народов Поволжья»;
- Альбом пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры;
- Модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов;
- Знакомство с народными музыкальными инструментами, с песенным фольклором народов Поволжья;
- Наглядные материалы и пособия;
- Книжка-самоделка «Родной край»;
|