ПРОЕКТ по этно-культурному воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Незнайка»
Разработал: Лозко В.Ю. методист Ханты-Мансийск 2015 год
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, В которых воплощается Родина.» В.М. Сухомлинский
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.
Скачать проект
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:
- в законе Российской Федерации «Об образовании»;
- в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
- в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20011-2015 годы».
Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.
Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определятся, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:
- приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
- гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
- формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.
Т.е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Таким образом, содержание проекта социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Цель проекта МБДОУ: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.
Задачи:
- Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Ханты-мансийского округа (русского, хантов, манси и др.)
- Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
- Приобщение к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
- Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды МБДОУ.
- Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в МБДОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитаники-семья.
- Включить в систему «детский сад – семья – школа» учреждения культуры, налаживать партнерские взаимодействия с мастерами и носителями русской и угорской национальных культур, повышать педагогическую культуру родителей
- Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в МБДОУ.
Сроки: январь 2016 – май 2016
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги специалисты, мастерицы по декоративно-прикладному искусству и лица пожилого возраста.
Гипотеза: использование декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в МБДОУ и нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социо-культурной среды и т.д..
Основу реализации проекта составили три концептуальных подхода:
Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность
Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению
Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.
Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием, участвуя в календарных праздниках, детям легче представить как жили люди на Руси, понять основы традиционного уклада и ценностей русской культуры. Ребенок, шире и глубже знакомясь с жизнью и бытом русского народа, раскрывает в себе неиссякаемые возможности художественного творчества, формирует основы личностного роста.
Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:
- Образовательные: знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства народов ханты и манси;
- Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;
- Воспитательные: воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.
Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.
Метод проектов
Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.
Проектирование — это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.
Метод проектов способствует формированию следующих умений:
- анализировать ситуацию;
- обнаруживать противоречия и формулировать проблему;
- предлагать пути её решения;
- работать в команде;
- давать экспертную оценку;
- выявить результативность;
- осуществить презентацию.
Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:
- требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;
- проектная деятельность включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
- широкое использование технологии проектной деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;
- реализация проектов в ДОУ способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).
Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Технология сетевых и партнерских взаимодействий
Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:
- взаимодействие с семьями воспитанников
- взаимодействие с образовательными учреждениями
- взаимодействие с учреждениями культуры
- взаимодействие с местными органами самоуправления
- взаимодействия с учреждениями здравоохранения.
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность Клуба. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.
Так же, в деятельности нашего клуба мы, в контексте реализации сетевых взаимодействий, акцентируем внимание на расширении партнерских отношений пенсионерами и лицами пожилого возраста. Данная категория людей обладает большим жизненным опытом, и значительным часто недооцененным воспитательным потенциалом. Люди старшего поколения всегда считались верными хранителями нравственно-культурных традиций общества.
Старшее поколение, прошедшее первичную и вторичную трудовую социализацию, является хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, и исторически как бы предназначено для осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым. Однако в современных экономических условиях перед представителями старшего поколения встает проблема не только адаптации к новому статусу, но и переживание падения интенсивности уровня социальных коммуникаций. Эффективное решение данной проблемы кризиса пенсионной социализации можно найти во включении пенсионеров в активные социальные контакты с подрастающим поколением, в частности с детьми дошкольного возраста (5-7 лет).
3. ЭТАПЫ РАБОТЫ
I этап подготовительный (организационный):
Задач:
- Изучение опыта педагогов России по экспериментальной работе «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».
- Определение интересов, представлений детей с помощью определенных диагностических процедур и наблюдений. (По диагностическим материалам определяется уровень развития детей, уровень творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов
- Анкетирование родителей (проводится опрос об их видении пребывания ребенка в экспериментальной группе. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития.
- По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России, оформляются тематические и образовательные стенды. При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.
- Составление перспективного плана работы.
- Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.
- Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.
- Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.
- Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей МБДОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.
II этап (Продуктивный)
Задач:
- Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.
- Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности: декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
- Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне датского сада, города.
- Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить в согласию и т.д).
- Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
- Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).
- Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
III этап (заключительный):
Задач:
- Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МДОУ за все годы.
- Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
- Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.
- Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).
- Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.
- Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности МДОУ.
- НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Формы реализации проекта
- Проведение Организованной Образовательной Деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов Севера и истоками русской народной культуры в выбранных группах.
- Организация кружковой работы по декоративному творчеству (Факультатив «Горница», Кружки «Югорец», «Край мой северный»).
- Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: макет стойбища «Моя Югра», мини-музей «Славянская изба», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
- В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов во время экскурсий в этнографический музей г. Ханты-Мансийска, встреч с мастерами народного творчества.
- В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе традиционной культуры обско-угорских и славянских народов.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
- Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания);
- Тематические беседы;
- Приглашению к организации и проведения ООД специалистов и мастеров народных ремесел;
- Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье — маше);
- Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителей, педагогов Изо и др.);
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу (в том числе с участием приглашенных лиц пенсионного возраста — бабушек);
- Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду, городе);
- Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
- Экскурсии;
- Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Использование народных игр, в том числе хороводов;
- Организация тематических вечеров;
- Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
Формы работа с родителями по реализации проекта:
- Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству;
- Консультирование родителей;
- Участие в сборе предметов народного творчества;
- Беседы;
- Мастер — класс для родителей по изготовлению шкатулки из ткани Павлово — Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления;
- Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.
- Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;
- Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;
- Участие в тематическом вечере «Народные промыслы»;
- Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах;
- Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе;
- Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
- Просмотр итоговой презентации.
Формы работы с педагогами по реализации проекта:
- проведение консультаций;
- проведение мастер-классов, открытых занятий;
- встречи с народными мастерами;
- участие в семинарах-практикумах;
- методическое обеспечение педагогической работы;
- дидактическое обеспечение педагогической работы;
- организация самообразования;
- участие в конкурсах педагогического мастерства.
5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия Сроки Ответственные
1 этап. Организационный
- Организация рабочей группы 15. 01. 16 рук. творч. груп.,
- Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по направлению в течении января методист
- Изучение теоретических вопросов по теме – самообразование в течении января воспитатели
- Подготовка нормативной методической документации (проекты и программы) в течении января методист
- Разработка планов работы (перспективный, тематический, план работы с родителями) в течении января воспитатели
- Определение ответственных в течении января рук. творч. груп.,
- Определение ресурсного обеспечения в течении января рук. творч. груп., методист
- Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи, специалисты, мастера) в течении января рук. творч. груп., методист
- этап. Продуктивный
- Работа творческой группы в соответствии с планом февраль-апрель рук. творческой группы
- Разработка конспектов занятий по образовательным темам рабочих программ февраль-апрель воспитатели
- Реализация плана-графика ООД февраль-апрель воспитатели
- Реализация работы с родителями по проекту февраль-апрель воспитатели
- Организация образовательного этнокультурного пространства в МБДОУ (уголок «Моя Югра», мини-музей «Горница») февраль-март методист
- Организация этнокультурной развивающей среды в группах февраль воспитатели
- Наработка практического материала для педагогов февраль-апрель воспитатели
- Реализация плановых взаимодействий с социальными партнерами (музеи, специалисты, мастера) февраль-апрель рук. творч. груп., методист
- этап. Итоговый
- Проведение итогового мероприятия в течении мая методист, воспитатели
- Составление отчета по результатам проекта в течении мая рук. творч. груп.,
методист, воспитатели
3 Выступление с обобщенным опытом на педагогическом и методическом советах в течении мая рук. творч. груп.,
методист
6. РЕСУРСННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Педагогические кадры и другие субъекты педагогического процесса
Сетевые и партнерские взаимодействия
Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:
- Макет стойбища «Моя Югра»
Цель: создание представлений об образе жизни в суровых северных лесах народов Ханты и Манси, расположении стойбища, организации быта.
Формы организации: создание большого макета типового стойбища Хантов и Манси расположенного в суровых северных лесах, с наличием моделей основных объектов стойбища, самих жителей, оленей, животных и рыб являющихся средством пропитания народностей.
- Мини-музей «Славянская изба»
Цель: создание представлений об образе жизни славян, организации быта, убранстве русской избы.
Формы организации: создание мини-музея оформленного в стиле убранства русской народной избы, обязательно наличие типовых моделей: красного угла, печи, стола, лавки, самовара, посудной утвари, славянской мужской и женской одежды, элементы народного ДПИ и т.д.
Условия организации развивающей среды в группе:
- наличие дидактических и развивающих игр;
- создание папок с силуэтным моделированием;
- разработка таблиц с элементами народных росписей;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
- наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.
Финансовое и материально-техническое обеспечение
№ Виды расходов Затраты
- Затраты на приглашенных мастеров 10000
- Материальное обеспечение практической работы на занятиях (ткань, бисер и т.д.) 5000
- Дополнительное дидактическое и методическое обеспечение 5000
- Участие педагогов в семинарах и мастер-классах 10000
- Затраты на транспорт для детей 16000
- Организация образовательного развивающего пространства в детском саду 20000
Итого: 66000
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И ДИАГНОСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Ожидаемые результаты освоения детьми экспериментальной программы:
- Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (югорский);
- Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах славянских и угорских народов, умения различать изделия разных народных промыслов;
- Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
- умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства, а так же фолклера угорских народов севера;
- появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;
- умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную — поведению людей;
- Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
- наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- Создана предметно – развивающая среда по этно-культурному образованию группах и в саду в уелом.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Методы диагностики:
- собеседование с детьми;
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). М.: Мозаика – Синтез, 2001. 240 с.
- Алексахин Н. Н. Голубая сказка. М.: Народное образование, 1996. 120 с.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с.
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 21-34.
- Банников В.Н. Изобразительное искусство в национальной школе (методическое пособие. Х.–М.: «Полиграфист», 2005. 62 с.
- Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987. 86 с
- География Ханты-Мансийского автономного округа: учеб. пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В. Бакулин и др.; под ред.: Э. В. Ким и др. — М.: Экопрос, 1996. 222с.
- Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования дошкольников «Экология для малышей» // Югра. – 1993. – №5. – С.33-35.
- Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. М.: МИПКРО, 1999. 240 с.
- Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. М.: Творческий центр Сфера, 2005. 220 с.
- Ермолаева Н.В. Парциальная программа по эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «Художники — умельцы» (для детей старшего дошкольного возраста). п. Таежный. МБДОУ «Ласточка», 2004 г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
- Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А. Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.
- Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1998. 214 с.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 180 с.
- Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 12-20.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 196 с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 24-29.
- Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. М.: Феникс, 2003. 180 с.
- Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров. М.; Икар, 2003. 208 с.
- Лукина Н.В. Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 2002. 320 с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С.56-68.
- Мещ В.А. «Здравствуй Югра!». Х. – М.: «Полиграфист», 2000. 168 с.
- Разина Т. М. Русское народное творчество. М.: 1993. 280 с.
- С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ – Сфера. 2005. 192с.
- С чего начинается Родина… Детское ручное творчество. Самара: «Учебная литература», 2007. 212 с.
- Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. – №2. – С. 34-42.
- Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. Томск, 2001. 240 с.
- Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: Скрипторий, 2003. 196 с.
- Смирнова Р.Н Декоративно-прикладное искусство в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1986. – №12. – С.18-20.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. М.: Мозаика-синтез, 2005. 160 с.
- Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. Х. – М.: «Полиграфист», 2005. 280 с.
- Тимофеева М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль: Академия развития, 1997. 188 с.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: Детство – Пресс, 2000. 240 с.
- Федорова Л.Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы // Управление ДОУ-2005. – №1. – С. 23-30.
- Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий педагогов, работающих с дошкольниками: программно — методическое пособие Под ред. С. И. Мерзляковой. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.
- Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. М., 2005. 234 с.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.
- Шесталов Ю. «Ханты. Манси. Кто мы?». Х.-М. «Стерх», 1993. 120 с.
- Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Н.А. Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение. 1985. 207 с.
|