ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Паникарова Галина Яковлевна | |||
30.11.2021 23:20 | |||
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитание. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физической культурой и спортом. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа. Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагоги нашего дошкольного учреждения поставили перед собой следующие задачи:
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно. В нашем детском саду проходят такие мероприятия, как:
Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников детского сада. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста я, как инструктор по физической культуре, использую на своих занятиях игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». В процессе игр, физкультурных занятий, можно учить детей «читать» карту и составлять свои небольшие карты «боевых действий». На них наносить условные обозначения (полосу препятствий), которую нужно преодолеть команде «разведчиков», чтобы выполнить «боевое задание». На пути участников игры встречаются непростые испытания – «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет в штаб», «Собери костёр» и другие. Командир каждой группы должен внимательно следить за ходом «операции». Тому, кто неверно выполнил задание, выдается штрафное очко (желтую карточку), прошедшие препятствие «на отлично» получают красную карточку. В спортивном досуге «День победы» (с обязательным участием пап) дети могут показать выправку на «параде войск перед главнокомандующим армии», «отражать» танковую атаку метко попадая «гранатами» в неприятеля, ликвидировать «очаги заражения», уничтожать «вражеские крепления». По окончании игры – салют в честь юнармейцев, горячий чай из самовара прямо на заснеженном поле. Подобные занятия, досуги проходит с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «Филин и пташки», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Горелки», «Курица и коршун», «Заря»). В работе с детьми используем такие приемы как составление семейных альбомов о своих родственниках, их участии в жизни страны. Считаю, что семейная родословная – неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Вся работа строится на взаимодействии всех педагогов детского сада. Интеграция их деятельности — это взаимодействие разнородных, ранее разобщённых элементов. Физическая культура и развития речи, физическая культура и экология, физическая культура и музыка. В этой связи хотелось отметить преимущества сюжетно-ролевых, музыкально-ритмических, физических занятий. Сами по себе они уже несут элемент интеграции 3-х компонентов — движения, музыки и слова. В подготовке интегрированных мероприятий в детском саду взаимодействуют воспитатели и специалисты детского сада: инструктор по физической культуре, воспитатель, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель. Инструктором по физической культуре и воспитателями разработан перспективный план по обучению детей подвижным играм. План разработан по неделям для всех возрастных групп ДОУ и реализуется на протяжении всего учебного года воспитателями и узкими специалистами. Дети с удовольствием играют в игры. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр ( «Русская лапта», «Городки», «Пустое место», Третий лишний», «Волк в лесу», «Пахари и жнецы» и т.п.). Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям русского народа. Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, воспитателей и специалистов формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая высокими нравственными и морально-психологическими качествами, а также потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
|