Духовно — нравственное воспитание дошкольников. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Сорокина Инна Евгеньевна | |||
09.12.2021 15:52 | |||
Духовно — нравственное воспитание дошкольников. «Задача воспитания, пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному, значит вы не достигли цели воспитания». К. Д. Ушинский. Известное выражение «Все начинается с детства» — очень плотно соприкасается с моей работой. А именно с темой моего самообразования — духовно-нравственное воспитание дошкольников. Говоря о духовных и нравственных чувствах, мы всегда возвращаемся в детство, ведь это именно, то мгновение, которое дано маленькому человеку, для зарождения таких качеств, как духовность и нравственность.
Дитя не является на свет добрым или злым, или же, с какими либо нравствен-ными или бездушными качествами. То, какие черты характера сформируются у ребенка, зависит, в первую очередь, от его семьи, но роль воспитателя и окружения, также имеет огромное значение. Заложить в малыша духовность и нравственность, можно лишь показав достойный пример самого взрослого, при общении с ребёнком. Не зря, детскому саду, зачастую дают название второй дом для детей, ведь здесь, совместно с домашним воспитанием, формируется этап духовного и нравственного развития. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Детский возраст, а особенно возраст детей подготовительной группы, самый восприимчивый, из всех возрастных ступеней, как раз в это время зарождается фундамент человеческой индивидуальности, ее нравственные и духовные силы. Следовательно, именно на этой возрастной ступени, нужно сотворить в бли-жайшем окружении ребенка, тот мир, который будет наполнен добром, любовью, уважением и пониманием. Это и является моей целью. Для ее достижения, я в первую очередь изучила литературу, направленную на духовное и нравственное воспитание дошкольников. Выбирая это направление, я думаю о будущем, о том какими станут дети, шагнув во взрослый мир. На мой взгляд, формирование духовных и нравственных качеств, может осуществляться, абсолютно во всех видах деятельности. Начиная с утреннего приема детей и заканчивая их уходом домой. Ведь ласково встречая ребенка утром и прощаясь с ним вечером, ты проявляешь свое теплое отношение, тем самым показываешь пример добрых взаимоотношений. По данной теме, я начала работать, когда моим воспитанникам было по 2-3 года. Постепенно, стала привлекать малышей к выполнению каких-либо трудовых поручений, конечно, вначале это касалось самообслуживания (самостоятельно принимать пищу, одеваться и раздеваться при помощи взросло, умываться, вытираться своим полотенцем, пользоваться горшком), и со временем дети стали помогать и друг другу и воспитателю (убирать игрушки, одеваться на прогулку, готовиться к занятиям). Для воспитания духовно-нравственных качеств, в своей работе исполь-зую разнообразные методы и формы. Беседы, множественные виды игр, прогулки, экскурсии, праздники и много другое. Все направлено на формирование таких понятий и качеств, как душевность, щедрость, помощь, доброта, умение сопереживать, помогать и многое другое. В зависимости от ситуации, я веду и индивидуальные беседы, для того что бы лучше объяснить ребенку тот случай, который уму не понятен. Так же очень интересны ребятишкам беседы, на примере поступков сказочных, волшебных героев. Дети стараются им подражать, помочь, и моя задача показать положительные их стороны и обсудить отрицательные. Дать понять, что хорошо, что плохо, и тем самым приобщить к духовному и нравственному опыту. После обсуждения той или иной ситуации, мы часто показываем театрализованную сценку, обыгрывая ту ситуацию, которую мы разобрали. Дети очень заинтересованы и активны в таком виде деятельности. С большим воодушевлением дети любят играть в сюжетно-ролевые игры. Будь, то «Семья», «Больница», или же игры, относящиеся к другим профессиям, все они формируют такое качество, как сплочение коллектива. Ведь каждый ребенок, ждет выхода именно своей роли, а это способствует проявлению терпения, великодушия. Еще одна форма работы, при которой дети могут все увидеть своими глазами, могут потрогать, могут услышать – это экскурсия. Экскурсии помогают детям лучше узнать свой город и увидеть всю красоту культурного и природного наследия. Тем самым формируются такие качества, как любовь, гордость и патриотизм за свою малую Родину. Совершая целевую прогулку в краеведческий музей нашего города, мы посетили зал «Русская изба». Инициаторами этой экскурсии были дети, так как прежде мы много знакомились с детьми с тем, как люди жили на Руси. Им хотелось увидеть своими глазами, все то, о чем мы с ним говорили. Мальчишки и девчонки, были в огромном восторге от увиденного и еще долго рассказывали своим родителя, как же люди жили на Руси. Со своими воспитанниками, я также ориентируюсь на художественно-эстетическое направление. К примеру, после того, как мы побеседовали о традициях нашего народа или о быте, мы закрепляем все творческой, продуктивной деятельностью: рисование узоров на традиционной русской одежде, лепка кухонной утвари и аппликации по мотивам, «Русская изба», и многое другое. На таких занятиях и происходит воспитание духовной и нравственной личности. Ни для кого не секрет, что детский фольклор и устное народное творчество, также способствует формированию духовно-нравственных качеств. Наше знакомство с этим направлением, началось еще в первой младшей группе, через колыбельные песни. Эта монотонная мелодия способна убаюкать, успокоить и умиротворить любого. Повзрослев, мы начали больше внимания уделять пословицам и поговоркам, ведь в них отражены моральные принципы и они также дают понимание ребенку, что есть зло, а что добро. Также я считаю, что без тесного контакта с семьями, трудно прийти к постав-ленной цели. Поэтому я стараюсь завлекать мам и пап, в нашу дошкольную жизнь. Мы оформляем выставки совместных работ детей и родителей. Вместе устраиваем чаепития. А также готовим разнообразные мероприятия, где родители с удовольствием принимают участие. Дети очень чувствительны и восприимчивы ко всему, что вокруг. Поэтому, когда из мира детства они шагают во взрослую жизнь, напол-ненную и весельем и страданием, мгновениями счастья и горя. Мы взрослые, должны их научить пониманию, сочувствию, милосердию, трудолюбию, ува-жению, умению радоваться жизни и переживать трудности. И для этого со стороны взрослого, должна быть бескорыстная любовь к детям и той деятельности, которую он ведет. Только испытывая это прекрасное чувства, можно воспитать личность с духовно-нравственными качествами и сделать все возможное, что бы ни допустить погасания доверия и понимания в глазах детей.
|