Проект «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№8 «Рябинка»
Из опыта работы по дополнительному образованию. Кружок «Я живу в Югре»
Тип проекта: Информационно – практико — ориентированный.
Вид проекта: Долговременный, групповой (младший, средний, старший, подготовительный дошкольный возраст).
Составила: Валиуллина Г.Р.
Проблема.
В настоящее время у детей нет устойчивых, систематических знаний о родном крае, о людях населяющих регион, их быте, традициях, искусстве.
Цель.
Формирование представлений о родном крае средствами декоративно-прикладного искусства обско-угорского народа.
Задачи.
- Познакомить детей с элементами орнамента обско-угорского народа.
- Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства обско-угорского народа и детской деятельности: рисовании, работы с тканью.
- Приобщать к культуре и традициям обско-угорского народа; воспитывать доброту, трудолюбие, взаимовыручку.
- Воспитывать интерес и любовь к родному краю, уважение к традициям и промыслам коренных народов, мастерам народного творчества.
- этап проекта.
Вторая младшая группа (возраст детей 3-4 года)
«Что это за элементы орнамента (узора)?»
Задачи.
- Создать условия для реализации познавательного интереса у дошкольников к родному краю через организацию предметно-развивающей среды.
- Дать детям образное восприятие элементов орнамента, используя художественное слово, рисунок.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к родному краю.
Формы и методы реализации проекта:
- Создание уголка родного края, оформление групповых помещений элементами декоративно-прикладного искусства обских угров.
- Организация уголка книги включающего в себя альбомы: о природе и людях родного края, орнаментов, подвижных игр народов ханты и манси, шаблонов и трафаретов элементов орнамента.
- Рассматривание изделий декоративно-прикладногоискусства обских угров.
- Дидактические игры: «Оденем куклу», «Укрась бурку (кисы)», «Укрась сахе (шубу)».
- Разучивание стихотворений с последующим знакомством элементов орнамента.
- Консультация для родителей.
- Совместное посещение краеведческого музея г. Лангепас (выходные дни).
Реализация проекта:
- Дидактические игры: «Оденем куклу», «Укрась бурку (кисы)», «Укрась сахе (шубу).
- Занятие: «Украсим кисы».
- Занятие: «Украсим сахе».
- Занятие с использованием ИКТ «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь».
Заучивание стихотворений, загадок
о животном и растительном мире сибирского края.
Совместная деятельность педагогов, детей, родителей:
1. Домашнее задание для родителей:
- Экскурсии в краеведческий музей.
- Посещение городских мероприятий по традиционным праздникам ( «Вороний день», «Медвежий праздник»).
- Задания: «Наблюдай и рисуй».
2. Оформление групповых помещений элементами орнамента народов ханты и манси.
Итоги проекта:
- Создание альбома: «Художественное слово в ознакомлении детей с элементами орнамента народов ханты и манси».
- Знание детьми элементов орнамента.
- Использование элементов орнамента в декорировании одежды (изодеятельность).
Постановка новой проблемы:
Как развить познавательный интерес к родному краю через знакомство детей с народной куклой обско-угорского народа ( «Кукла-Акань»).
2 этап проекта.
Средний дошкольный возраст (возраст 4-5 лет).
«Кукла-Акань».
Цель проекта: Формирование представлений о родном крае средствами народной игрушки обско-угорского народа.
Задачи:
- Создать условия, способствующие ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с народной игрушкой обско-угорского народа.
- Изучить воспитательно-образовательное значение народной игрушки обско-угорского народа в формировании представлений о родном крае.
- Обучить детей приемам изготовления народной игрушки, ее декорированием.
Формы и методы реализации проекта:
- Обогащение уголка родного края альбомами о традиционных игрушках обских угров.
- Рассматривание изделий быта, игрушек обских угров.
- Рассказ воспитателя о хантыйской кукле: истории ее происхождения; своеобразии изготовления, декорирования.
- Подбор материала по изготовлению куклы Акань.
- Беседа о свойствах материала необходимого для изготовления куклы Акань.
- Изготовление куклы Акань с помощью взрослого.
План деятельности педагога по достижению цели.
- Изучить материал, касающийся промыслов обских угров.
- Уточнить методы и приемы, используемые при знакомстве изготовления куклы.
- В группе оборудовать специальный уголок, где находятся оборудования для деятельности детей.
- Подготовить практический материал:
- Альбом с элементами орнамента обских угров.
- Альбом с образцами кукол, игрушек обских угров.
5. Предложить родителям принять участие в реализации проекта.
Реализация проекта:
Деятельность детей.
- Знакомство с промыслами обских угров.
- Рассматривание образцов игрушек обских угров.
- Рассматривание элементов декорирования одежды обских угров.
- Расписывание платков для кукол.
- Занятие «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси».
- Занятие «Орнамент обско-угорских народов».
- Изготовление кукол Акань.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
- Обогащение уголка родного края альбомами о традиционных игрушках обских угров.
- Совместные выставки работ детей и родителей
- Домашнее задание для родителей:
- Посещение краеведческого музея города Лангепас.
Итоги проекта:
- Организация выставки «Кукла моего детства».
- Самостоятельное изготовление детьми куклы Акань.
- Содержание знаний, которые дети должны освоить:
- Народная кукла обско-угорского народа – кукла Акань.
- Кукла изготавливается из лоскутов ткани.
- Кукла не имеет нарисованного лица.
- Кукла отражает быт и традиции своего народа.
- Кукла одета в национальную одежду украшенную тесьмой, бисером, пуговицами.
3 этап проекта.
Старший дошкольный возраст (возраст детей 5-6лет).
Цель проекта: Обогащение представлений детей о кукле и способах игры с ней.
Задачи:
- Развивать навыки решения проблемных ситуаций.
- Развитие творчества в создании проблемных ситуациях, развитии сюжета,
включение новых персонажей.
Формы и методы реализации проекта:
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Театр» (обыгрывание куклы Акань).
- Декорирование одежды куклы Акань.
План деятельности педагога по достижению цели.
- В группе оборудовать специальный уголок, где находятся предметы быта, жилища для игровой деятельности детей.
- Обогащение уголка родного края иллюстрированным материалом о жизни и быте обско-угорского народа.
- Подбор художественной литературы о национальной самобытности северных народов.
Реализация проекта:
Деятельность детей.
- Занятие «Игрушки детей народа ханты и манси».
- Занятие «Знакомство со сказками народов Севера».
- Занятие «Традиции обско-угорского народа».
- Занятие «Знакомство с мансийской народной сказкой «Гордый олень».
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Театр» (обыгрывание куклы Акань).
- Декорирование одежды куклы Акань.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
- Обогащение уголка родного края альбомами о традиционных игрушках обских угров.
- Совместные выставки работ детей и родителей
- Домашнее задание для родителей:
Посещение краеведческого музея города Лангепас
Итоги проекта:
- Игра с куклой Акань.
- Обыгрывание куклы в различных игровых ситуациях.
- этап проекта.
Подготовительный дошкольный возраст (возраст 6-7 лет).
«О чем нам может рассказать маленькая бусинка».
Цель проекта: Формирование представлений о богатстве природных ресурсов родного края средствами ознакомления с народными промыслами обско-угорского народа.
Задачи:
4. Создать условия, способствующие ознакомлению детей подготовительного дошкольного возраста с народными промыслами обско-угорского народа.
5. Изучить воспитательно-образовательное значение народных промыслов обско-угорского народа в формировании представлений о родном крае.
6. Обучить детей приемам изготовления предметов и игрушек из бисера
Формы и методы реализации проекта:
7. Обогащение уголка родного края альбомами о природных ресурсах Сибири, о народных промыслах и традиционных игрушках обских угров.
8. Рассматривание изделий быта, материалов используемых для их создания, игрушек обских угров.
9. Рассказ воспитателя о природных богатствах Сибири, ее первооткрывателях, легендах и мифов; о народных промыслах обских угров; своеобразии изготовления, декорирования предметов быта, одежды, игрушек.
10. Подбор материала по изготовлению предметов быта (береста, мех, кожа), украшений (пуговицы, бисер, семена), игрушек (ткань, мех, бисер, пуговицы).
11. Беседа о свойствах природных материалов.
12. Изготовление сувенира «Дерево» из бисера (коллективная работа).
План деятельности педагога по достижению цели.
5. Изучить материал, касающийся промыслов обских угров.
6. Уточнить методы и приемы, используемые при знакомстве изготовления предметов из бересты, меха и бисера.
7. В группе оборудовать специальный уголок, где находятся оборудования для деятельности детей.
8. Подготовить практический материал:
- Альбом с элементами орнамента обских угров.
- Альбом с образцами кукол, игрушек обских угров.
- Альбом «Сибирь. Нефть. Люди».
- Альбом «Народные промыслы Сибири».
- Коллекция образцов материалов используемых в изготовлении предметов быта, одежды, украшений, игрушек.
5. Предложить родителям принять участие в реализации проекта.
Реализация проекта:
Деятельность детей.
- Знакомство с промыслами обских угров.
- Рассматривание образцов материалов используемых в изготовлении предметов быта, одежды, украшений, игрушек обских угров.
- Рассматривание элементов декорирования предметов быта, одежды, игрушек обских угров.
- Изготовление; «Игольница», «Браслет» (пуговицы, бисер).
- Занятие «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси».
- Коллективное занятие «Дерево».
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
- Обогащение уголка родного края альбомами о народных промыслах обских угров, коллекция образцов материалов используемых в изготовлении предметов быта, одежды, украшений, игрушек.
- Совместные выставки работ детей и родителей
- Домашнее задание для родителей:
- Посещение краеведческого музея города Лангепас.
Итоги проекта:
4. Организация выставки «Я живу в Югре».
5. Занятие с использованием ИКТ «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь».
6. Самостоятельное изготовление детьми предмета быта из природного материала.
7. Содержание знаний, которые дети должны освоить:
- Правила при работе:
- с иглой
- шилом
- берестой
- пуговицами
- бисером.
- Сибирь- край богатый разнообразными природными ресурсами.
- Коренной народ сибирского края имеет свой, своеобразный, народный промысел, который тесно связан с природными ресурсами.
- Любить, беречь и заботиться о родном крае.
|