Открытое занятие "Былинные богатыри — защитники земли русской" |
Патриотизм детям | |||
Автор: Линник Оксана Валерьевна | |||
03.06.2015 20:42 | |||
Открытое занятие "Былинные богатыри — защитники земли русской" МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ проект "Россия — путешествие в прошлое. История, традиции и культура России" Автор работы: Линник Оксана Валерьевна Занимаемая должность: воспитатель Место выполнения работы: МДОУ "Детский сад № 9 "Ласточка г. Ртищево Саратовской области", 2015 г. Аннотация: Педагоги нашей группы серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали долгосрочный проект "Россия — путешествие в прошлое", где охватывается темы истории, традиции и культуры России: «История возникновения Руси», «Былинные богатыри – первые защитники земли русской», «Великие князья Руси», «Петр Великий», «Полководцы и герои», «Быт и уклад жизни наших предков», «Народные традиции и промыслы», «Герои Великой отечественной войны» В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Представляю вашему вниманию открытое мероприятие по теме месяца "Былинные богатыри — защитники земли русской". Презентация к данному мероприятию прилагается. Возраст детей: 6-7 лет. Программное содержание:
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально — художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура. Предварительная работа.
7. Дидактические игры
8. Активизация словаря: Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг. 9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей. 10. Оформление «Мини-Музея»:
11. Разучивание с детьми ролей инсценировки, танца. Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением с предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Дубовые листья из бумаги. конспект "Былинные богатыри-защитники земли русской» Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна? Дети: Наша страна называется – Россия. Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина? Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец. Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина? Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире. Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой? Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей. Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина. Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т.к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда. Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Выходит девочка в русском национальном костюме. Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы! Дети здороваются. Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов… Только неспокойно стало в царстве — государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая… Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1) Воспитатель: Ребята! Беда — то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки: Свист соловьиный Из-за сопок и полей Он украл забаву (Змей Горыныч) -Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет? Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2). Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится — сразу звонит, на помощь всех зовет… Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение – приложение 3, Танец богатырей). Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это? Дети: Это богатыри… Воспитатель: А кто такие богатыри? Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов. Беседа о Богатыре – Стихии. Воспитатель: Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек. Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия? Дети: Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня. Воспитатель: Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор? Отвечают дети, с заранее выученным текстом
Воспитатель: С кем поделился своей силой богатырской Святогор? Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались-стали как братья. Воспитатель: Чему научил Святогор Илью Муромца? Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить. Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу? Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской. Воспитатель: Куда же исчезли богатыри – великаны? Дети: В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. Воспитатель: На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек. А сейчас представим, что мы богатыри Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри» Дружно встанем раз-два-три- Дети шагают на месте Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. Поворот вправо Беседа о Богатыре – Человеке. Воспитатель: Каких богатырей вы ещё знаете? Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович. Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях? Дети: Из былин, сказок. Воспитатель: Что такое былина? Дети: Былина произошла от слова быль, было. Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях? Дети: Сказитель. Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину? Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете. Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:
Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения? Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка» Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку. Физминутка Богатырь он вот каков… На границе стоял … Воспитатель: -Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат» Подвижная игра «Перетяни канат»: дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната. Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места. Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.
Зачем она нужна богатырям? Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Какие ещё доспехи имеются у богатырей? Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.. Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают? Дети: - А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали? Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю. Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант. Воспитатель: Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах? Дети:
(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин) Воспитатель: А какие пословицы говорят о силе и смелости? Дети: - Головою думай, а силой борись. - Жизнь дана на добрые дела. - Сам погибай – а товарища выручай - Жить — Родине служить. - Своя земля и в горсти мила. - Не доспехи красят богатыря, а подвиги. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли — сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою. а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Век стоит Русь – не шатается! Слава русской старине! А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, все умеете. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание. Продуктивная деятельность "Богатырский щит": материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги. Дети встают полукругом со своими поделками. Воспитатель: Спасибо, ребята, было очень приятно с вами работать. А вам понравилось наше мероприятие? Что вам больше всего понравилось? А что бы вы хотели изменить?
|