Подготовила: воспитатель МБДОУ «Колокольчик» г.Ноябрьск Гацько Светлана Борисовна Программное содержание: Учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги. Крону деревьев изображать оттиском мятой бумаги. Закреплять умения рисования нетрадиционным способом, в рисовании концом кисти тонких веток. Формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях). Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость, доводить начатое дело до конца. Коррекционные задачи: Развивать зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, развитие познавательных интересов, совершенствование словаря. Словарная работа: Золотая, осень, октябрь, деревья, крона, листва, желтеть, краснеть, опадать.
Материал: Образец воспитателя, краски гуашь, кисточка №4, голубые листы бумаги с заранее нарисованной широкой полосой земли, травы (дети накануне занятия закрасили акварелью широкими кистями). Штемпельные подушечки, пропитанные гуашью желто-оранжевого, красного цветов. Комки мятой бумаги, влажные салфетки; персонаж Незнайка. Предварительная работа: Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень». Чтение стихов об осени А.С. Пушкина, А. Плещеева; слушание произведения П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня». Чтение худ. Произведений «Листопадничек» И. Соколова – Микитова, «Лес осенью» А. Твардовского; экскурсия в осенний парк, беседа об осени, пение песен, загадывание загадок; рисование осеннего дерева; изготовление комочков бумаги. Ход занятия: 1. Организационный момент (предлагаю тренинг – настрой) Мы все в сборе, Начинаем занятие вскоре. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Любят дети за природой наблюдать, Чтоб потом увиденное нарисовать. 2. Введение в тему: Ребята, послушайте загадку, отгадав ее, вы узнаете тему нашего занятия. Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем. Под ногами шелестят И летят, летят, летят. - О каком времени года загадка? (об осени) А вот как поэт А.С. Пушкин сказал об этом времени года: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса… Такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. А художники? Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные дни. Они подбирают для своих картин яркие краски. Рисуют голубое небо, темные стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся желтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными. 3. Сообщение темы и цели занятия: - Сегодня мы тоже будем рисовать парк в осенний ясный день. Раздается стук в дверь, входит Незнайка. - Здравствуйте, ребята! Я случайно услышал, что вы будете рисовать и мне очень захотелось к вам на занятие, ведь я до сих пор не умею рисовать деревья. Вы меня научите? - Научим ребята Незнайку? - Да. - Придвиньте к себе листы бумаги. На листах уже есть голубое небо и широкая полоса земли (травы). На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше. Если дерево близко, где вы его нарисуете? А если дальше? Чтобы успеть нарисовать три-четыре дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки всех деревьев; а потом уже на всех деревьях будете рисовать листву (крону). Деревья изображайте высокими. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображениями. (частичный показ изображения дерева) - А листву (крону) мы будем учиться рисовать оттиском смятой бумаги. (показываю на заранее нарисованных деревьях как рисовать листву – способом оттиска). - Мы будем макать комочки мятой бумаги в подушечку, пропитанную краской и наносить легким оттиском на деревья. (Очень сильно мочить комочки не надо). Незнайка: «Как интересно, а я так смогу?» - А ты смотри и запоминай. Так можно быстро нарисовать листву деревьев. (Но надо постараться рисовать аккуратно). На земле тоже листья, рисуем таким же способом. Сейчас вы сами приступите к рисованию. С чего вы начнете рисовать? - С рисования стволов и веток. - Далее рисование листьев на деревьях и земле. 4. Практическая деятельность: - Давайте на листе бумаги прорисуем контур дерева. (дети рисуют) - Молодцы, у вас получилось, можете рисовать краской. Ты, Незнайка, встань здесь и смотри, как дети будут рисовать. (дети рисуют под музыку П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня». Слежу, как дети осваивают широкое пространство земли на рисунке. Тому, кто нуждается, показываю на листе бумаги те или иные технические приемы рисования). 5.Физминутка:
Упражнение «Падают листья»
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки,
Вкусным осенним грибком.
(Дети выполняют движения, согласно тексту, в кругу)
6. Продолжение практической деятельности:
Тем, кто раньше справится с заданием, можно посоветовать нарисовать дорожки в парке, скамейки, солнце, грибы. Незнайка в процессе занятия проходит между детьми и подбадривает, что-то советует.
7. Анализ детских работ:
Спросить: «Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что осень? Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим рисункам? (голубое небо, яркая листва). Можно ли назвать то, что вы изобразили, «золотой осенью»? Почему можно?. Подтвердить высказывания детей, что в их рисунках больше всего желтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота.
Предлагаю детям (по одному) поставить Незнайку возле самого красивого места в осеннем парке и рассказать, чем же оно привлекательно (какие растут деревья, какая на них листва, что еще интересного есть в этом месте).
Обыграть рисунки детей фигурками диких животных, птиц, которые могут жить в парке. Играют вместе с Незнайкой. Затем Незнайка благодарит за то, что дети научили его рисовать осенние деревья. Дети дарят один рисунок на память Незнайке. Незнайка прощается и уходит.
|