Конспект НОД Тема: Осень. Число и цифра 2 |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Шафеева Альфия Аркадьевна | |||
04.12.2022 06:17 | |||
Конспект НОД Тема: Осень. Число и цифра 2 Шафеева Альфия Аркадьевна Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ Задачи:
Оборудование: набор картин с изображением осени, бумажные листочки, кружочки, шкатулка, цифра 2, стилизованное изображение цифры 2, картинки с изображением предметов с разным количеством.
Предварительная работа: наблюдение за погодой осенью, разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени. Дома приготовить по два осенних листочка, цветные карандаши, тетради в клетку. Ход занятия 1. Организационный момент Дефектолог: Уж пахнет в воздухе дождём, Всё холоднее с каждым днём, Деревья свой наряд меняют, Листочки потихонечку теряют. Понятно всем, как дважды два, Пришла… осенняя пора. Рис. 1 2. Сообщение темы. - Ребята, какое сейчас время года? (Осень) - Мы будем говорить про осень. - А как вы узнали, что наступила осень? Что происходит с природой осенью? Назовите приметы осени. Дефектолог: Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим, Нам свой секрет открывай Своих помощников называй? - Какие три помощника есть у осени? - Правильно это осенние месяцы. Вы их знаете? (Ответы детей) Какой месяц начинает осень? (Сентябрь). А после сентября? (Октябрь). А после октября? (Ноябрь) - Ребята, какая погода сегодня? (Ответы детей) 3. Актуализация знаний
- Ясно – ясная. Молодцы! 4. Рассказ об осени Дефектолог: — Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? - Осень бывает разная. Рис. 2, 3, 4 - Кто знает, какая? (Ранняя, золотая и поздняя). - Чем отличается середина осени от ранней осени? Поздней? - Есть три осени. Одна — радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Похожа она на лето. Другая – золотая, листья на деревьях меняют свой наряд, затем опадают листья.. А третья — неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. (Дефектолог: выставляет иллюстрации трёх периодов осени, дети должны определить, где какая осень и объяснить, почему так решили). Рассказ дефектолога об осени Удивительная, неповторимая пора — увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин и берёз на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, но не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг. Одна из первых примет осени — желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть берёза. Есть такая поговорка в народе «Мигнула берёза пестрым листом — осень позвала». Затем начинают желтеть клён, рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. 5. Пословицы, поговорки об осени Дефектолог: Наш народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц, примет, поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень: Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Ребята у меня есть копилка народных мудростей, складываю я в нее пословицы и приметы всех временах года: Дефектолог: (Берёт шкатулку, произносит пословицы и приметы об осени.) Я шкатулочку возьму, Пословицы и приметы соберу. «Осень идет, и дождь за собой ведет». «Грибок в кузовок – зимой будет пирожок». «Красна весна цветами, а осень пирогами». «Если журавли летят высоко, не спеша и курлычат — будет стоять хорошая осень». «Облака идут низко – ожидай стужи» «Листья у берёзы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу поздней зимы». - Ребята давайте вспомним, где на березе появились первые жёлтые листочки. На верхушке или снизу? (Обсуждение листвы берёзы) Дети делают вывод, какая будит зима. Первые жёлтые листья появились на верхушке, значит зима будет ранняя. Дефектолог: — А теперь вы расскажите о своих наблюдениях, вспомните какую-то примету, загадку, поговорку, пословицу или стихотворение об осени. Ответы детей (Называют пословицы, приметы, стихи об осени.) 6. Игра «Да или нет» А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ). Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто- часто льют дожди? Достаем ли сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? Листья опавшие собирать? Дефектолог: Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени, правильно ответили на мои каверзные вопросы. Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства. Птицы собираются улетать в теплые края. Насекомые спрятались. Листья опадают. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей) «Осень наступила». - Ребята, как называется явление природы, когда листья опадают? Это явление называется листопад. 7. Игра «С какого дерева опавший лист?» А сейчас поиграем в игру «С какого дерева опавший лист?» Выставляются иллюстрации «Листья деревьев». Дети находят по 2 одинаковых листика и называют, с какого дерева лист. Рис. 5 Физминутка «Мы листочки мы листочки» Дети берут по 2 осенних листочка Осенние листочки закружились, (Движения по тексту) Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели, И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Все листочки в воздух он поднял. Весело они летели, И на землю сели. 8. Число и цифра 2 - Ребята, по сколько листиков у вас? А сколько листиков у меня на доске? Рис. 6 -Как сделать, чтобы листьев стало 2? (Добавить еще 1 листик). Добавляем -Сколько листиков стало? (2) -Как вы считаете, о чем мы сейчас будем говорить? (Число и цифра 2) -Что бы вы хотели узнать по этой теме? (Научиться составлять число 2, решать задачи). -Как мы получили 2 листика? (К 1му листику прибавили еще 1) Вывод: Значит, из чего состоит число 2? (Число 2 – это 1 и еще 1). -Сколько кругов вы видите? (3) Рис. 7 -Как сделать, чтобы кругов стало 2? (Убрать 1 круг). Убираем -Сколько кругов стало? (2) -Как мы получили 2 круга? (3- 1) Цифра два собой гордится, Две руки ее сестрицы, Две ноги ее братишки. Знают цифру все детишки. - Посмотрите чего еще у человека два? - Посмотрите вокруг. Чего по 2? Как по-другому можно назвать два одинаковых предмета? (Парой) Назовите любые пары предметов. – Пара ботинок? (Два.) – Пара варежек? (Две.) – Пара сапог? (Два.) – Пара носков? (Два.) Рис. 8 9. Стилизованное изображение цифры 2 - Посмотрите на цифру 2. На что она похожа? Рис. 9 10. Учимся писать цифру 2. – Как записать число 2? (С помощью цифры 2.) - Обведите цифру 2 по точкам. - Напишите ее в каждой клеточке до конца строчки Пальчиковая гимнастика: «Листья» Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами) Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы) Полетели, закружились (вращение кистями рук) И на землю опустились (кладут пальцы на стол) Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу) Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу) Листья все насквозь побил. Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад). Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу) 11. Игровое упражнение «Закрась правильно» - Закрасьте предметы, которых по два. Рис. 10 - Какие предметы закрасили? (Два желудя, два листика, два гриба.) - Какие предметы не закрасили? - Почему? (Потому что их по одному и по три.) 12. Итог занятия. Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что вам понравилось на уроке? Ребята, сегодня вы все хорошо поработали, много думали, внимательно слушали, старались. Молодцы! Урок закончен.
|