Интегрированное занятие «Осенний калейдоскоп» (подготовительная к школе группа) |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Максименко Ольга Леонидовна Симакова Галина Васильевна | |||
02.12.2022 06:29 | |||
Интегрированное занятие «Осенний калейдоскоп» (подготовительная к школе группа) Цель: Закрепление знаний и представлений детей об осени, как времени года. Программные задачи: Образовательные:
Развивающие:
Коррекционные:
Воспитательные:
Здоровьесберегающие:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Оборудование: Две корзинки Муляжи фруктов и овощей Обруч Маски: заяц, ворона, ёж, медведь Коврограф (на каждого ребенка) Набор предметных картинок (на кадого ребенка) Коробочка с фишками (2 шт.) Объёмный лист Листья – эмоции: «радость», «грусть» (на каждого участника) Ход мероприятия: Дети под музыку подскоками вбегают в зал друг за другом и останавливаются врассыпную. Ведущий: Ветер нам подметает дорожки, И кружит золотую листву. Что случилось в природе, ребята? Подскажите мне, я не пойму!? 1 ребенок: Это значит, что кончилось лето. Солнышко в дымке устало глядит. Хмурые тучки всё ниже и ниже. Листик осенний устало летит. 2 ребёнок: Вот и осень наступила, Вслед за летом, точно в срок. И в садах позолотила Каждый маленький листок. 3 ребенок: Осень холодная в гости пришла, Серым туманом на землю легла. Дождик из тучек идёт и идёт, ветер с деревьев листочки несёт. 4 ребёнок: Солнышко скрылось за серые тучи, Дождь бесконечный давно нам наскучил. Грустной, унылой природа вдруг стала, Кончилось лето, и осень настала. Дети рассказывают стихотворение М. Еремеевой «Постучалась осень», сопровождая движениями. Стали дни короче И длиннее ночи Прячутся за тучу Солнышка лучи. Это значит снова Постучалась осень! И на юг торопятся Улететь грачи. Вот березка белая В золотом платочке. Сарафанчик желтый Берёзоньке к лицу! И плывут, как лодочки, Осенью листочки По холодным лужицам К нашему крыльцу. Присели, руки внизу. Встали, руки вверх. Ладонями закрывают глаза. Поочередно левую и правую руку вверх. Стучим кулаком правой руки о левую ладонь 3 раза. Стучим кулаком левой руки о правую ладонь 3 раза. Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза. Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза. Руки опускают вниз, проводя перед собой. Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”. Руки опускают вниз, проводя перед собой. Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”. Ладони сложить, пальцы вперёд, плавные движения рук с поворотом вправо, влево — “змейка”. Правой рукой рисуют 2 круга — “лужица”. Руки складывают перед грудью друг на друга. Дети продолжают стоять врассыпную. Ведущий: Я задаю вопросы, если ваш ответ «да» — надо хлопнуть два раза в ладоши, а если «нет» — хлопнуть два раз по коленкам. Игра «ДА или НЕТ» Осенью цветут цветы? Осенью расу грибы? Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Морозы осенью бывают? Ну, а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто- часто льют дожди? Солнце свети очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать? Ведущий: Дети, а чем нас радует сентябрь – первый осенний месяц? (урожаем). Поможете урожай собрать? (да). Что нам необходимо, чтобы собрать урожай? (корзинки). Игра «Фрукты-овощи» Разделитесь на две команды. Команда «Зелёные листья» и команда «Красные листья». Предлагаю собрать урожай овощей и фруктов. Перед вами две корзинки. Команда «Зелёных листьев» работает в саду и собирает фрукты, а команда «Красных листьев трудится на огороде – собирая овощи. Будьте внимательны! Раз, два, три! Урожай в корзины разложи! Ведущий: Нельзя нам на свете прожить без чудес. Они нас повсюду встречают. Волшебный, осенний и сказочный лес, Нас в гости к себе приглашает. Дети присаживаются на стулья, герои сценки уходят за кулисы. Сценка «Яблоко» Ведущий: Осень! Листья облетели, Все деревья опустели. Тишина в лесу, покой. Лишь на яблоне лесной Яблоко одно осталось, Сохранилось, не упало. Высоко оно висит, Очень спелое на вид. Мимо зайка пробегал, Яблочко — то увидал. Музыка «Зайка» (зайчик прыгает и останавливается у яблони). Зайка: Ах, красивое какое, Это яблоко лесное! Вот бы съесть сейчас его. Не достану! Высоко! (подпрыгивает) Ведущий: Тут ворона пролетала, яблоко-то увидала. Музыка «Ворона» (ворона пролетает и останавливается у яблони). Ворона: Ах, какое наливное Это яблоко лесное! Так и хочется склевать, Надо мне его сорвать. Зайка: Эй, ворона, помоги, Яблоко моё сорви! Ворона: Это яблоко моё, Я себе сорву его! (Ворона срывает яблоко, в это время выбегает ёжик и яблоко попадает ему в руки) Ёжик: Ах, какое наливное, Это яблоко лесное! И оно теперь моё, Я пожалуй съем его! Зайка: Эй, постой-ка, серый ёж, Куда яблоко несёшь? Это яблоко моё, Первым я нашёл его! Ёжик: Нет, моё! Ворона: Эй, постойте-ка друзья, Яблоко я сорвала. Значит, яблоко моё, Я, ворона, съем его! (каждый тянет яблоко к себе) Ведущий: Каждый яблоко тянет к себе, Не шумите, в лесу быть беде! Шум и крик такой поднялся, Что медведь перепугался, Музыка «Медведь» (медведь выходит и останавливается у яблони). Прибежал и говорит: Медведь: Что за драка, что за крик! Отвечайте, не хитрите, Почему вы так кричите? Ёжик: Ты. Медведь, нас рассуди, Ты, нас, Мишка помири. Кому яблоко отдать, Кто же должен его взять? Медведь: Что ж согласен, так и быть, Постараюсь помирить. Кто же яблоко нашёл? Зайка: Первый — я туда пришёл! Медведь: А кто яблоко сорвал? Ворона: Я кар-кар! Я кар-кар! Медведь: А кто яблоко поймал? Ёжик: Я — его поймал, хотя и мал! Медведь: Я скажу вам ссориться не надо, Ждёт вас каждого награда. Ворона: Но ведь яблоко одно, Кому достанется оно? Медведь: Подскажу вам, так и быть, Надо яблоко делить! Ведущий: Какой оказался мудрый Мишка, Всех помирил и яблоко разделил. Ведущий: Осенью кругом чудесно. Необычно, интересно. Осень – время не простое, Осень – время золотое. Ведущий: Осенью все животные готовятся к зиме. Внимательно слушайте рассказ и выкладывайте картину. Ориентация на микроплоскости «Лесная поляна» Дети на коврографах составляют картину по мере чтения рассказа. На лесной поляне справа стояла берёза. Слева расположился можжевеловый куст. Между ними стоял высохший пень от старой сосны. Спереди по краю поляны росла сочная брусника. По небу плыли серые тяжёлые тучи. Солнце изредка выглядывало из-за них. На поляну вышел лось. Он подошёл к берёзе, чтобы потереться о ствол своими рогами. Рога тяжёлые, ветвистые, тяжело носить такие рога. Лишь к началу зимы лось их сбросит. Выскочил заяц и одним прыжком спрятался за можжевеловым кустом. Одни только уши выглядывали из-за куста. Скоро заяц поменяет свой окрас шерсти из серовато-бурого на белый. Вслед за зайцем на поляну выбежала лиса, она обвела поляну взглядом и замерла около кустов брусники. Лиса — хищник, но зимой может полакомиться найденными под снегом овощами или ягодами. Вдруг возле пня послышался шорох и из-под корней показался ёж. Он утеплял нору осенними листьями. Но прежде чем, залечь в спячку, зверёк должен подкрепиться хорошенько. Знаете, что ест ёжик? Лягушек, червей, жуков, улиток, ящериц, мышей и даже яйца птиц. Откуда-то из леса прямо на берёзу выпрыгнула белка и стала нанизывать гриб на ветку. У белок много запасов. Свои дупла они наполняют орехами, семечками, желудями и шишками. Скоро белка поменяет свой ярко-рыжий летний мех на серый, длинный и густой. Вдалеке за ёлками пронёсся волк. К приходу зимы волки начинают собираться в стаи. Так намного легче выжить зимой, добывая себе пищу. Тихо было в лесу. Вдруг раздался рык. Это был медведь, который готовит себе берлогу из листьев, мха и веточек ели. Осенью медведи очень активно питаются орехами и рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки. Ведущий: Давайте посмотрим, на картины, которые вы выложили. Посмотрите на картину своих друзей, проверьте друг друга, всё ли верно выполнили участники другой команды. Надеюсь, что с их помощью вы запомните, как лесные жители к зиме готовятся. Ведущий: Скажите, какими дарами радует нас осенний лес? (грибами, ягодами). Хорошо ли вы знакомы с названиями грибов и знаете ли, какую пользу принося ягоды? (да). Давайте проверим ваши знания в викторине. За каждый правильный ответ, команда получает фишку. Викторина «Ягоды — грибы» Ягоды, какого растения могут улучшить зрение? (черники) Если поднялась высокая температура, напиток, какого растения поможет снизить жар? (брусники) Про какую ягоду говорят – она «царица болот», «солнечная ягода», «желтая малина»? (морошка). Сок, какой ягоды очищает раны и ожоги, ускоряет их заживление? (клюква) Какие ягоды, а также – листья, цветы и кора, очень ядовиты? (волчье лыко) Какая ягода в сушеном виде может храниться несколько лет, не теряя при этом своих ценных свойств? (голубика). Как по-другому называют гриб боровик? (белый гриб). Какие грибы своими шляпками напоминают красивые розоватые лужицы с бегущими волнами? (волнушки). У каких ядовитых грибов шляпки бывают не только красные, но даже зеленые, серые или совершенно белые? (у мухоморов). Какие ядовитые грибы можно узнать по бледно-зеленой шляпке, похожей снизу на гармошку? (бледные поганки). Какие грибы из-за ярких приметных шляпок называют красноголовиками? (подосиновики). Какой гриб дружит с березой? (подберёзовик) Ведущий: Команды, подсчитайте количество фишек. Кто победил? Ведущий: Листья жёлтые кружатся, Тихо на землю ложатся. Солнце нас уже не греет, Ветер дует все сильнее. Хоровод «Осень в золотой косынке» (Н. П. Бобкова) Ведущий: Листья жёлтые кружатся, Наземь ковриком ложатся. Жёлтых листьев хоровод Осенью случается. Танец этот — каждый год. Как он называется? (Листопад) Ведущий: Правильно! Листопад! Природа тоже готовится к зиме. Листья у деревьев осенью опадают. Так деревья готовятся к холодам. Передавая лист друг другу команда «Зелёные листья» отвечает на вопрос — осенью листья какие?, а команда «Красные листья» отвечает на вопрос — листья что делают? Игра «Осенние слова» Дети продолжают стоять в полукруге Осенью листья (какие?) — осенние, золотые, пёстрые, бордовые, багряные, блестящие, яркие, потемневшие, упавшие, мокрые, сырые, влажные, сухие, берёзовые, осиновые, старые, лёгкие, тяжёлые. Листья (что делают?) — летят, сохнут, желтеют, чернеют, вянут, опадают, кружатся, шуршат, шелестят, срываются, дрожат, осыпаются, блестят, липнут, танцуют, лежат, шумят, скручиваются. Ведущий высыпает корзинку с листьями. Игра «От маленького к большому» Команда «Зелёные листья» собирает берёзовые листья, а команда «Красные листья» — осиновые. Затем вы должны выстроится в ряд от самого маленького листочка к большому. Ребенок: Дразнит дождь: Ау! Ребятки! Он играет с нами в прятки. То припустит, то уймется, То исчезнет, то вернется. Всё сильней стучат дождинки. По ветвям и по тропинке. Мы мешать дождю не будем. Нужен дождь земле и людям. Танец с зонтиками Дети становятся полукругом. Ведущий: Осень — это такая разная и такая прекрасная пора. Это и утренние холода, и кружевное разноцветье листопада, и непрекращающийся моросящий дождь, и серое небо, и неожиданно ласковое солнце. И танцоры, и певцы! На прощанье буду рада Вам, друзья, вручить награду. За доброе к природе отношение, К Осени внимание и уважение. Есть для общего стола Угощенье у меня! Осень детей угощает яблоками. повеселились от души. Делу время, потехе час! Расставаться пора на этот раз Ребёнок: «Последние листья» (А. Пришелец) Летят над полями Последние листья, Последние листья В лесу облетают. И солнце, едва Пробиваясь сквозь тучи, Роняет последний негреющий лучик. На речке не слышно ни песни, ни слова. Ушли рыболовы С последним уловом. Но верят упрямо и люди, и птицы: Все снова родится! Все вновь повторится! Рефлексия Ведущий: возьмите по одному листочку и в зависимости от того какое настроение у вашего листочка, вы скажите почему осень может нравиться или навевать грустное настроение. Ведущий: Лес осенний, мы с тобой, до зимы прощаемся. И твоею красотой все дружно восхищаемся! Под музыку дети уходят из зала.
|