Конспект комплексной ООД «По следам осени» |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Андреева Гея Владимировна | |||
04.04.2022 19:58 | |||
Конспект комплексной ООД «По следам осени» Из опыта работы воспитателя группы №11 ГБОУ Школа №1467 Дошкольное отделение №2 Андреевой Г.В. Конспект комплексной открытой организованной образовательной деятельности в рамках годовой задачи «Развитие речи через образовательную область «Познавательное развитие» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая и индивидуальная Оборудование и материал: Колокольчик, клубок, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные брусочки, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло. Предварительная работа:
«Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Ожидаемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач. Воспитатель - (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: - Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались все дети вкруг Ты мой друг и я твой друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся. Ребята, посмотрите какой интересный клубок и почему-то нитка размоталась?! Я поняла, это не простой клубок, если ниточку наматывать и при этом говорить добрые слова, то он становится волшебным. Давайте попробуем, будем передавать друг другу клубочек, и когда мы произносим добрые слова (комплимент или пожелания) не забываем наматывать ниточку. (закройте глазки 1,2, 3 – волшебство скорей приди!!!) (достает письмо, написаное лимонным соком) Воспитатель – Ух ты, что это? -Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим) -Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу, ну и что это может быть? (Ответы детей) Воспитатель –Разве бывают такие письма? А как же узнать что в нем написано? Воспитатель — Для волшебного письма сделаем с вами волшебную водичку. (смешиваем йод с водой). Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК) Воспитатель — Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это? Ответ детей- (дети читают) Воспитатель — оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти? Воспитатель — (Создание проблемной ситуации.) Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят карточку с загадкой, которая подскажет от кого карта) (Отгадывание загадки). Воспитатель Знаю, знаю наперед Солнцу теплому не верьте — Это я пришла с дождями, Воспитатель – (читает письмо от осени) Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Мне очень нравится наряжаться. Как мне украсить свой наряд? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта. Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? Ответ детей- (пойдем искать доказательства) «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева) Мы идем в осенний лес. — маршируем на месте А в лесу полно чудес! — разводим руки в стороны, «удивляемся» Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук Это очень хорошо. — хлопаем в ладоши Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону И в корзинку собирать. — сводят руки перед собой в «корзинку». Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку.) Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру). Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку.) Дети называют приметы осени, которые определяют погоду: -Облака редкие — будет ясно и холодно. -Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
а низко — так малы снега будут. -Листья у березы начинают желтеть с верхушки — ждите ранней, а если снизу поздней зимы. -Теплая осень — к долгой зиме. -У зайцев шерсть побелела — зима близко. -Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая. - Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме. -В осеннее ненастье семь погод на дворе. -Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку.) Дети называют поговорки осени: -Красна весна цветами, а осень пирогами. -Весна красна цветами, а осень снопами. -Осень — время собирать урожай. -Красна ягодка, да на вкус горька. -Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. -Осенью и воробей богат. -Красна весна цветами, а осень пирогами. - Ноябре зима с осенью борется. -Осенью ложка воды ведро грязи. Воспитатель: - А вы молодцы, ребята, много знаете примет осени. Массаж спины «Дождик» Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями) По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками) Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками) Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней) Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи) А уйду, тогда гуляйте – бом.. бом.. бом.. (поглаживают ладонями) (поворачиваются на 180* и повторяют массаж) - После дождика, смотри, в лесу выросли грибы. Воспитатель: — Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках - Не вы их раскрашивали? -А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить Исследование №1 (нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3. (большой и маленький листик), Исследование №4 (две коробки) Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос? Ответы детей нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории) Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Проблемный вопрос: Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно) А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться? Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом. (Лупа, микроскоп, зелёные листья) Исследование №1 строения листа с помощью лупы Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой Проблемный вопрос: «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?» Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. Исследование №2 «Почему лист зеленый?» Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные? Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: На ткани появились зеленые пятна). - Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или … -какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,). Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. Эксперимент «Как листья опадают» На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Воспитатель- Пока лист летел, что вы заметили? Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился) Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся). Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями? Ответ детей: Они высыхают. А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья. Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее. Остановка №5 Дети садятся на коврики. - Тише, тише, тишина. Сказка в гости к нам пришла. Вы, ребята, не шумите, Сказку нам, вы, не спугните! Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Любила менять наряды и носить красивые украшения. А еще все время меняла свое настроение. И очень часто плакала, плакала... Воспитатель: Как же нам помочь осени поднять ей настроение? Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать? Ответ детей: Подарить их осени. Воспитатель: Ребята, давайте поднимем Осени настроение и изготовим для нее бусы из листочков, которые мы собрали. Но прежде, разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Осень»: Осень, осень, — трем ладошки друг о друга Приходи! – по очереди сжимаем кулачки Осень, осень, — трем ладошки друг о друга Погляди! – положить ладошки на щеки Листья желтые кружатся, — движение ладонями сверху вниз Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки Солнце нас уже не греет, — по очереди сжимаем кулачки Ветер дует все сильнее, — разводим одновременно ручки в разные стороны К югу полетели птицы, — скрестить ручки и пошевелить пальчиками Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам Шапки, куртки надеваем – делаем вид И ботинки обуваем – постучать ногами Знаем месяцы: — похлопать ладошками по коленкам Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. — кулак, ребро, ладонь Дети изготавливают бусы, нанизывают все листочки на нить. Воспитатель: Молодцы, очень яркие получились бусы. Осени очень понравится и она будет меньше плакать и чаще улыбаться. Вы, ребята, молодцы, столько много у Вас знаний об осени. Что вам понравилось в нашем приключении? Что запомнилось?
|