Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект комплексной ООД «По следам осени»
Занятия по теме "Осень"
Автор: Андреева Гея Владимировна   
04.04.2022 19:58

Конспект комплексной ООД «По следам осени»Конспект комплексной ООД «По следам осени»

Из опыта работы воспитателя группы №11 ГБОУ Школа №1467 Дошкольное отделение №2 Андреевой Г.В.

Конспект комплексной открытой организованной образовательной деятельности в рамках годовой задачи «Развитие речи через образовательную область

«Познавательное развитие»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

 

Задачи:

  • Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
  • Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
  • Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
  • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
  • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая и индивидуальная

Оборудование и материал:

Колокольчик, клубок, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные брусочки, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло.

Предварительная работа:

  • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
  • Сбор листьев разной формы и окраски.
  • Беседы об осени;
  • Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,

«Лес осенью» А. Твардовский,

стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

  • Разучивание стихов и поговорок об осени;
  • Пение песен об осени и слушание музыки;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
  • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
  • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
  • Наблюдение за деревьями на прогулке;
  • Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель

- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, посмотрите какой интересный клубок и почему-то нитка размоталась?!

Я поняла, это не простой клубок, если ниточку наматывать и при этом говорить добрые слова, то он становится волшебным. Давайте попробуем, будем передавать друг другу клубочек, и когда мы произносим добрые слова (комплимент или пожелания) не забываем наматывать ниточку.

(закройте глазки 1,2, 3 – волшебство скорей приди!!!)

(достает письмо, написаное лимонным соком)

Воспитатель – Ух ты, что это?

-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)

-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу, ну и что это может быть? (Ответы детей)

Воспитатель –Разве бывают такие письма? А как же узнать что в нем написано?

Воспитатель — Для волшебного письма сделаем с вами волшебную водичку. (смешиваем йод с водой). Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)

Воспитатель — Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?

Ответ детей- (дети читают)

Воспитатель — оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?

Воспитатель — (Создание проблемной ситуации.)

Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят карточку с загадкой, которая подскажет от кого карта)

(Отгадывание загадки).

Воспитатель

Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.

Солнцу теплому не верьте —
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.

Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)

Воспитатель – (читает письмо от осени)

Дорогие ребята!

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Мне очень нравится наряжаться. Как мне украсить свой наряд? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес. — маршируем на месте

А в лесу полно чудес! — разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. — хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. — сводят руки перед собой в «корзинку».

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку.)

Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.

  • день короче, а ночь длиннее

-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.

  • небо серое, хмурое
  • часто идут дожди
  • перелетные птицы улетают на юг
  • дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку
  • люди надевают демисезонную одежду
  • собирают урожай овощей, фруктов и зерна

- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:

  1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
  2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
  3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку.)

Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:

-Облака редкие — будет ясно и холодно.

-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

  • Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет

а низко — так малы снега будут.

-Листья у березы начинают желтеть с верхушки — ждите ранней, а если снизу поздней зимы.

-Теплая осень — к долгой зиме.

-У зайцев шерсть побелела — зима близко.

-Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.

- Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.

-В осеннее ненастье семь погод на дворе.

-Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку.)

Дети называют поговорки осени:

-Красна весна цветами, а осень пирогами.

-Весна красна цветами, а осень снопами.

-Осень — время собирать урожай.

-Красна ягодка, да на вкус горька.

-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.

-Осенью и воробей богат.

-Красна весна цветами, а осень пирогами.

- Ноябре зима с осенью борется.

-Осенью ложка воды ведро грязи.

Воспитатель:

- А вы молодцы, ребята, много знаете примет осени.

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом.. бом.. бом.. (поглаживают ладонями)

(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)

- После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.

Воспитатель: — Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках

- Не вы их раскрашивали?

-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить

Исследование №1 (нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3. (большой и маленький листик), Исследование №4 (две коробки)

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?

Ответы детей нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос:

Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом. (Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель- Пока лист летел, что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?

Ответ детей: Они высыхают.

А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №5

Дети садятся на коврики.

- Тише, тише, тишина.

Сказка в гости к нам пришла.

Вы, ребята, не шумите,

Сказку нам, вы, не спугните!

Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Любила менять наряды и носить красивые украшения. А еще все время меняла свое настроение. И очень часто плакала, плакала...

Воспитатель: Как же нам помочь осени поднять ей настроение?

Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?

Ответ детей: Подарить их осени.

Воспитатель: Ребята, давайте поднимем Осени настроение и изготовим для нее бусы из листочков, которые мы собрали. Но прежде, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осень»:

Осень, осень, — трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, — трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, — движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, — по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, — разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, — скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: — похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. — кулак, ребро, ладонь

Дети изготавливают бусы, нанизывают все листочки на нить.

Воспитатель: Молодцы, очень яркие получились бусы. Осени очень понравится и она будет меньше плакать и чаще улыбаться.

Вы, ребята, молодцы, столько много у Вас знаний об осени.

Что вам понравилось в нашем приключении? Что запомнилось?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год