Проект «Осень в гости к нам пришла»
Автор: Никонова Ульяна Юрьевна воспитателя высшей квалификационной категории Новосибирск, 2020
Актуальность проекта:
Какое замечательное и красивое время года – осень! Какие яркие краски дарит нам эта чудесная пора! Заметить эту красоту, успеть полюбоваться ей, удивиться и полюбить-это то, что необходимо нам с самого раннего детства.
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность.
Скачать конспект
Дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Что такое осень?» «Зачем падает листва?» «Как выглядит осень в лесу?» «Зачем и куда улетают птицы?» «Куда прячутся звери?»
Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.
Проект «Осень в гости к нам пришла» поможет раскрыть малышам ответы на многие интересующие их вопросы.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели)
Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители
Проблема проекта: дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они плохо знают сезонные особенности, незнакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Но они очень любознательны и хотят все знать, поэтому необходимо проводить углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.
Цель проекта: способствовать обогащению и пополнению представлений детей об осени как времени года, его характерных особенностях.
Задачи проекта:
- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом;
- обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком.
Методы проекта:
- беседы
- объяснительно — иллюстративное
- выставки рисунков, поделок
- чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок)
- театрализация сказок
- творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями
- непосредственная образовательная деятельность
- совместная образовательная деятельность
- игры (подвижные, дидактические, музыкальные, сюжетно-ролевые)
Условия реализации проекта:
- организация предметно – развивающей среды
- соблюдение прицепов интеграции образовательных областей, научности доступности
- сотрудничество с родителями.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап: Подготовительный
- определение темы цели, задач, определение актуальности проекта, подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми, развлечение «Заяц-огородник»;
- привлечения муз. руководителя, родителей к подготовке необходимого материала для проведения развлечения;
- определение содержания деятельности всех участников проекта;
- изготовление костюма для детей (осень, лимон), масок овощей и фруктов;
- изготовление атрибутов к развлечению «Заяц-огородник».
II этап: Практический (исследовательский)
Цель: довести до участников проекта важность данной темы.
- поиск ответов на поставленные вопросы;
- составить плана по совместной образовательной деятельности;
- составить комплексно-тематический план по непосредственно-образовательной деятельности
- совместная работа с родителями: создание выставки осенних поделок «Осень в гости к нам пришла»;
- создание коллажа «Осень»;
- создание предметно – развивающей среды согласно теме проекта.
Модель «трёх вопросов»
Что мы знаем?
|
Что хотим узнать?
|
Где можно это узнать?
|
- Опадают листья.
- Листья становятся
жёлтыми.
- Идёт дождь.
- Кушаем фрукты и овощи
|
- Какая погода бывает осенью?
- Какие есть фрукты и где они растут?
- Какие есть овощи и где они растут?
- Что с ними можно делать?
- Почему падают листья?
- Почему улетают птицы?
|
1. Наблюдение
2. Беседы
3. Рассматривание иллюстраций
4. Разучивание песенок, танцев, игр
на осеннюю тематику (воспитатель,
музыкальный руководитель)
5. Лепка, рисование (овощей, фруктов,
листьев).
|
Реализация проекта
План совместной образовательной деятельности
№
п/п
|
Виды деятельности
|
Название видов деятельности
|
1.
|
Беседа
|
«Вот и осень на дворе»
«Подарки осени»
«Осень в гости к нам пришла»
«Какая сегодня погода»
«Как изменилась одежда людей»
«Почему листья желтеют на деревьях»
«Куда и зачем улетают птицы осенью»
«Овощи и фрукты».
|
2.
|
Рассматривание иллюстраций
|
«Осень в лесу»
Цели: расширять знания детей об осени, как времени года; расширять представления детей о деревьях и диких животных; активизировать и обогащать словарь; закреплять знания цветов: желтый, красный, зелёный; развивать фонематический слух; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
«Прогулка в лесу»
Цели: совершенствовать умение рассказывать по картине; обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу; продолжать формировать умение подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения; воспитывать бережное отношение к лесу;
|
3.
|
Наблюдения
|
за листопадом, за состоянием погоды, за деревьями и кустарниками осенью, за трудом дворника осенью, за сезонными изменениями, за осенней одеждой детей и взрослых.
|
4
|
Экология
|
«Знакомство с корнеплодами репы и моркови» Николаева стр. 45
«Знакомство с фруктами» Николаева стр. 47
|
5
|
Чтение художественной литературы
|
А. Плещеев «Осень наступила»
А Блок «Зайчик»
М. Пришвин «Листопад»
З. Александровна «Арбуз»
Я. Аким «Яблоко»
|
6
|
Экспериментальная деятельность
|
«Можно ли рисовать овощами?»,
«Лист тонет или нет?».
|
7
|
Театрализованная деятельность
|
Игра-драматизация по сказки «Пых», «Репка».
Театр игрушек. Показ сказки «Пых»
|
8
|
Сюжетно-ролевые игры
|
«Дом»
«Едем в лес за грибами»
«Варим борщ для кукол»
«Варим компот для кукол»
|
9
|
Дидактические игры
|
«Какое время года», «Найди такой же листик», «Чудесный мешочек», «Собери картинку «Овощи, фрукты»
|
10
|
Пальчиковая гимнастка
|
«Мы капусту рубим», «Апельсин», «Вышли пальчики гулять»
|
11
|
Прослушивание аудиозаписи
|
«Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
Автор - А. Филиппенко. «Урожай собирай»
|
12
|
Подвижные игры
|
«Мы листики осенние», «Листопад», «Ветерок», «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Урожай».
|
Комплексно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности
№
п/п
|
НОД
|
Тема
|
1.
|
Ознакомление с окружающим миром
|
«Ходит осень по дорожке» И.Т. Петрова стр. 11
«Овощи с огорода» О.А. Соломенников стр. 9
«Фрукты» Голицына стр. 70
|
2.
|
Развитие речи
|
«Стихи об осени» Голицына стр. 61
Пересказ сказки «Репка» Голицына стр. 67
Чтение и заучивание русских народных потешек. Голицына стр. 72
|
3.
|
Рисование
|
«Разноцветный ковер из листьев» Казакова стр. 32
«Соберем овощи, а мешок» Колдина стр. 12
«Вот какие фрукты» Голицына стр. 63
|
4
|
Аппликация/
Лепка
|
Л: «Солнышко лучистое»Колдина стр. 12
А: «Репка на грядке» Лыкова стр. 32
Л: «Яблоки большие и маленькие»Голицына стр. 74
|
II этап: Заключительный
- презентация проекта;
- оформление выставки осенних поделок «Осень в гости к нам пришла»;
- проведение развлечения «Заяц-огородник»;
- участие в международном конкурсе «Оформление помещений, территории, участков";
- участие в международном детском творческом конкурсе "Осень золотая".
Мероприятия по работе с родителями:
- подборка фотографий для создание коллажа «Осень»;
- привлечение родителей к изготовление атрибутов к развлечению «Заяц-огородник».
- дома вместе с детьми изготовление поделки из природного материала для последующей выставки в группе «Осень в гости к нам пришла»
- подготовка консультации для родителей «Осенние прогулки с детьми».
Предполагаемый результат проекта:
- дети знают и называют основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Узнали больше о природном явлении – дожде. Ближе познакомились с особенностями наступления осени;
- в ходе проекта воспитатели старались развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь;
- использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и иллюстраций; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения, песенки и танцы про осень;
- разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, выставки работ творческой деятельности;
- к реализации проекта были привлечены родители. Вместе с детьми они изготавливали осенние поделки, что позволяло им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами. Проведена с родителями консультация, по изготовление атрибутов к развлечению «Заяц-огородник».
Список литературы проекта:
- О.А. Соломенников «Ознакомление с природой в детском саду» Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2016г
- Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий « вторая младшая группа. Интегрированный подход. Издательство СКРИПТОРИЙ 2003 МОСКВА 2017г
- Д.Н. Колдина «Лепка с детьми» МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2016г
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» вторая младшая группа. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г
|