Дорошенко Ольга Михайловна воспитатель МБДОУ "Колокольчик" г.Ноябрьск, ЯНАО
Программное содержание: - Активизировать словарный запас, учить грамматически правильно строить предложение. - Учить композиционно, выстраивать изображения, использовать композицию, как средство выразительности; - Поощрять желание дополнить изображение деталями; - Формировать заинтересованное отношение к результату коллективной деятельности и умение согласовывать свои действия, договариваться с другом; - Побуждать добрые, светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией золотой осени. Материал и оборудование: - Гуашь, кисти, вода, клей, предварительно нарисованные детали деревьев и кустарников. - Клеенка, салфетка на каждого ребенка. Демонстрационный материал: - Панно с изображением неба и земли.
Предварительная работа: - Рисование деревьев и кустарников в осеннем убранстве, рассматривание осенних пейзажей, беседа об осенних месяцах и их приметах, наблюдение на прогулках; - Коллективное творчество в группе; -Заучивание стихотворений об осени, Ход занятия: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной, Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой, Блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют. То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой, Вступает в пестрый терем свой... И. Бунин Беседа: - Ребята, скажите какое сейчас время года? - Правильно наступила осень. Мы с вами наблюдаем за ней уже давно. А вы знаете, сколько месяцев по календарю длится осень? - Правильно три месяца, и у каждого есть свое имя и свои приметы. Расскажите мне, что вы знаете об осени, о ее приметах. (ответы детей) - Вот какая разная может быть осень. Ребята мы с вами живем на севере, а на севере осенняя пора еще короче. У нас уже лежит снег, с деревьев опали все листочки, похолодало. Наверное, именно поэтому хочется вспомнить еще раз нарядную, яркую, пышную осень. Когда вся природа празднично встречает ее, стараясь украсить себя, порадовать нас, чтобы мы помнили о ней в холодные зимние дни. - Какие краски любит осень? (ответы детей) - Ребята, на прошлом занятии мы с вами рисовали деревья и кустарники, которые растут в нашем лесу в осеннем убранстве. Давайте вспомним эти растения и скажем, чем они отличаются друг от друга. В этом нам помогут загадки. Слушайте внимательно. - В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С белыми сережками. (береза)
- Никто не пугает, А вся дрожит. (осина)
- Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках целый год. (елка)
- У нее длинней иголки, Чем у елки. (сосна)
- В сенокос - горька, А в мороз – сладка. Что за ягодка? (рябина)
- Ну, молодцы! Узнали все растения! А теперь скажите, как одним словом можно назвать деревья, которые покрыты листьями? (лиственные). - Какие лиственные деревья вы знаете? (ответы детей) - А как одним словом можно назвать деревья, которые покрыты хвоей? (хвойные) - Какие хвойные деревья вы знаете? (ответы детей) - Молодцы! Все эти деревья мы с вами нарисовали и приготовили на прошлом занятии, каждый свое дерево. А сегодня нам предстоит очень интересная работа. Мы будем создавать с вами осенний лес! - Как вы думаете, каждый из вас самостоятельно может создать из одного – двух деревьев лес? (ответы детей) А почему? (ответы детей) - Да, действительно, лес это – множество деревьев. Так, что же нам делать? (ответы детей) - Правильно, мы должны объединить все нарисованные вами деревья и создать общий, единый, осенний лес. А для этого надо, чтобы каждый из вас, наклеил свое нарисованное дерево на общее панно. Давайте сначала попробуем разложить наши деревья так, чтобы наш лес был красивым и аккуратным. Деревья, которые по размеру меньше других, должны быть на дальнем плане, а те которые больше - на переднем плане. (работы детей под руководством педагога)
- Как получилось красиво! Отдохнем?
Физкультминутка:
(далее дети под руководством педагога наклеивают деревья) - Молодцы! Наше панно почти готово. Но скажите, ребята, лес это только деревья? Чего не хватает нашему лесу? (ответы детей) -Правильно. Давайте все это дорисуем. Договоритесь между собой, кто и что будет рисовать, и где это будет находиться.
Коллективное рисование: - Замечательный лес у нас получился. Может кто - нибудь прочтет стихотворение об осеннем лесе. (дети читают стихотворения) *Осень мне нравится очень. Яркая это пора: Деревья наряды меняют, Пестреют родные леса. Так хочется в лес убежать мне, Где разные листья найду.
Букет соберу я красивый, И маме его подарю.
*Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень – не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета!
Вот и закончили мы свою работу, давайте повесим ее на мольберт, пусть ее увидят наши родители.
|