Конспект проведения комплексной работы по ознакомлению детей с природой в старшой группе «Осень» |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Мошкова Елена Сергеевна Коняева Юлия Викторовна Маслихина Мария Николаевна | |||
01.02.2019 23:19 | |||
Конспект проведения комплексной работы по ознакомлению детей с природой в старшой группе «Осень» Авторы:
воспитатели ГБОУ Школа №402 им. Алии Молдагуловой Москва Режимный процесс: Утренний прием. Дидактическая игра «С какого дерева лист» Образовательные задачи: I) закрепить знания детей о деревьях (клен, липа, дуб, береза, рябина, ель, сосна)
II) учить определять и правильно называть с какого дерева листья и семена (плоды); кленовый – крылатки; липовый — орешки; березовый — сережки; рябиновки — ягоды; сосновые — шишки; дубовые – желуди. Воспитательные задачи: I) воспитывать бережное отношение к деревьям Оборудование: большие карточки с изображением деревьев (Дуб, ель, клен, сосна, береза, рябина, липа). Маленькие карточки с изображением листьев и семян. Содержание: Ход игры: игра проводится с подгруппой детей и в разных вариантах
Режимный процесс: разгадывание кроссворда Задачи:
Воспитательные задачи:
Содержание: Схема кроссворда: Режимный процесс: Занятие. Беседа на тему "Растения осенью" Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Ход занятия: Беседа "Растения осенью" Загадываю загадку: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетали. Если в огороде овощи убрали, А у нас на клумба все цветы завяли, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года, дети, как зовется? - По каким признакам ясно, что сейчас осень? - Какая сегодня погода. Есть ли солнце, какое небо? - Вспомните долго ли светит солнце в течение дня? - Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле? - Зачем деревья сбрасывают листья? Читаю рассказ Г.Р. Граубина "Зачем деревья сбрасывают листья" Наши лиственные деревья живут очень долго (десятки, сотни лет), а вот листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. У зеленого листа вся поверхность покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями — устьицами. Под влиянием температуры и влажности воздуха устьица то открываются, то закрываются, как "форточки". Вода, которую всасывает из почвы корень дерева, поднимается по стволу и ветками к листьям. Когда устьица открыты — из листьев испарится влага, и новые порции воды вновь подтягиваются через ствол в крону. И поэтому сорванный с дерева лист быстро засыхает, потому что в него уже не поступает влага. А на дереве листья сочные и свежие — клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды, а зимой столько влаги из почвы не получить! - Что такое листопад? Что это за явление? Итак, первая причина листопада — деревья засушиваются от "зимней засухи" Кроме того, листопад нужен деревьям и в лечебных целях. Потому что вместе в водой дерево втягивает из почвы различные минеральные вещества. Излишки этих веществ накапливаются в листьях. А если бы дерево не сбрасывало листья, то оно могло бы отравить себе. Вторая причина: дерево сбрасывает листья в лечебных целях. Есть еще и третья причина листопада: защитить тонкие хрупкие ветки, дерева от тяжести выпавшего снега. - Вспомните, какие деревья вы наблюдали во время экскурсии в прошлый четверг? - У какого дерева самые тонкие ветки? Представьте себе такую картину: снег выпал, а деревья еще не сбросили листья, и березки, у которых такие тонкие, хрупкие ветки под тяжестью снега согнулись в дугу. Их там придавило снегом, что вершины опустились до земли. А так может случиться с любым деревом. Прошла зима, а деревья так и остались стоять согнутыми в дугу. Значит, деревья эти стали больными. Движение воды, минеральных веществ и соков, необходимых для жизни дерева, нарушено, и дерево просто засохнет, а значит умрет. - Так зачем деревья сбрасывают листья? - Почему начинают падать листья? - Почему они легко отрываются от ветки? Рассматриваем механизм отмирания листа, используя схему-модель. Использую листья, как раздаточный материал. Рассматриваем лист. Черенок — место прикрепления листа к дереву. - На что похожи черенки в месте прикрепления к дереву? (на шляпку гвоздя) Механизм отмирания листа (показываю и рассказываю)
- Какие две группы деревьев вы знаете? Деревья бывают хвойные и лиственные. - Назовите лиственные (хвойные) деревья Показываю ветку ели. - Как называются листья хвойных деревьев? (хвоинки) Хвоинка – палочки короткие у ели, плотно сидят на ветках. Хвоинки — это тоже листочки, только необычной формы, как палочки. То, что хвойные деревья никогда не меняют листья — это неправда. Хвойные деревья тоже меняют хвою (ель 1р. в 5 лет, а сосна 1р. в 2-3 года). Сосны и ели круглый год стоят в зеленом наряде. Они остаются зелеными всю жизнь. Но отдельные хвоинки живут меньше, чем дерево. Сосна и ель встречают весну тай же, как и лиственные деревья — у них распускаются почки и появляются новые побеги. Первое время молодые побеги имеют светлую окраску, а потом со временем темнеют. На следующий год все повторяется. Значит, хвойные деревья тоже меняют свою листву, только хвоинки опадают постепенно, не осе сразу, поэтому не так заметно, как лиственные. Почему у ели зимой под тяжестью снега не обламываются ветки- (ветки расположены под углом и с них как с горы, сползает скатывается лишний снег) -Ребята, кто знает лиственницу — это хвойное или лиственное дерево? - А почему это дерево называют лиственница? - Чем лиственница отличается от ели и сосен? (она сбрасывает на зиму листву и за это сходство с лиственными деревьями получила свое имя). У хвойных растений семена созревают зимой. Где хранят свои семена хвойные деревья?
- Чем кустарники — от деревьев отличаются? (строением, несколько стволов, тоньше ветки)
- А как изменяются травянистые растения? (желтеют, сохнут, вянут) Осенью созревают плоды и семена: на деревьях, кустарниках, травах, в огороде и в саду. - Почему осень в народе называют "осень — собериха"? А теперь я вам загадаю загадки:
Шубу на плечи натянет. А нагрянет холод злой – Снимет с плеч ее долой. (дерево) 4. Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела красные кораллы. (рябина) 5. В золотой клубочек Спрятался Дубочек (желудь) 6. Весной одевается, осенью раздевается (лиственный лес) Режимный процесс: Прогулка Дидактическая игра «Дерево или куст?» Образовательные задачи: Цель: — закрепить названия деревьев и кустарников (Деревья: береза, клон, липа, сосна, ель, дуб, рябина. Кустарники: жасмин, облепиха, сирень, калина, шиповник); - формировать понятие: «дерево», «куст» Подвижная игра «Белый тополь, зеленый тополь» Образовательные задачи: Цель: — закрепить умения детей играть командами и внимательно следить за игрой - закрепить умения детей бегать, разбегаться сильнее, чтобы разорвать цепь Рисование палкой на земле овощей и фруктов Образовательные задачи: Цель: — закрепить и повторить с детьми название овощей и фруктов; - закрепить у детей умение изображать овощи и фрукты: - закрепить умение различать, что относится к овощам, что к фруктам Оборудование: мяч Ход занятия: Ход игры I вариант Поочередно кидаю каждому мяч и говорю название дерева или куста, а ребята должны по названию определить дерево это или куста. И кинуть мне обратно мяч со словом: «куст» или «дерево». П вариант Наоборот, я говорю слова: «куст» или «дерево», а дети мне называют, т.е. говорят название. Ход игры: играющие делятся на 2 команды. Встают друг напротив друга. I команда: Белый тополь, зеленый тополь, От нас кто вам лучше? П команда: отвечает: кто им лучше (называют игрока) Названный игрок бежит и пытается разорвать цепь. Если разорвал, то берет любого игрока в свою команду. Если не разорвал, остается в команде противника, игра заканчивается подсчетом игроков в команде. Рисую вазу или блюдо, а дети заполняют блюдо овощами, изображая их палочкой, а вазу фруктами. Уточняю, какой формы овощи и фрукты, где их выращивают, в каком виде употребляют з пищу, как называют людей, которые их выращивают.
|