Конспект занятия в подготовительной группе по звуковой культуре речи с использованием здоровье сберегающих технологий «Путешествие в осенний лес за смелостью» |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Потичко Ирина Юрьевна | |||
05.02.2019 18:01 | |||
Конспект занятия в подготовительной группе по звуковой культуре речи с использованием здоровье сберегающих технологий «Путешествие в осенний лес за смелостью» Разработала: воспитатель Потичко И. Ю. Программное содержание: знакомить детей с артикуляционными упражнениями, правильной артикуляцией звуков «р» и «рь». Развивать у детей умение правильно сидеть за столом, писать знакомые буквы.; выделять первый звук в слове, находить соответствующую ему букву. Развивать умение читать, находить слова с заданной буквой. Закреплять умение составлять загадку — чистоговорку, подбирая сравнения к предмету, в которых есть звуки «л», «ль». Развивать у детей память, мышление, фонематический слух. Воспитывать дружелюбие, желание помогать. Ход занятия. Звучит мелодия П. Чайковского «Времена года».
Воспитатель: «Ребята, как приятно было слушать музыку, мы отдохнули. Но не зря мы слушали музыку П. Чайковского «Времена года. Октябрь». К нам придёт сегодня осенний ость. Кто это – вы узнаете, выделив первые звуки в словах, которые я произнесу, соединив их вместе и записав. Проходите к столам. Присаживайтесь удобно. Как нужно правильно сесть, чтобы спина была прямая? Да, чтобы между вами и столом проходил ваш кулак. (Дети занимают правильную позицию за столом, воспитатель следит за осанкой ребят). Чтобы пальчики были послушные, мы сделаем пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика «Осень»: Осень, осень, — трем ладошки друг о друга Листья желтые кружатся, — движение ладонями сверху вниз К югу птицы полетели, — скрестить ручки и пошевелить пальчиками Дети слушают слова, называют первый звук. Воспитатель просит выйти одного ребёнка к доске, найти нужную букву, обозначающую выделенный звук и прикрепить её на доску. Затем дети в тетрадях записывают буквы. Воспитатель обращает внимание на написание каждой буквы. Букву Я дети просто находят на столе, звук не выделяется (йотированный звук). Затем ребята читают получившееся слово – ЗАЯЦ. Воспитатель: «Да, к нам придёт Заяц. (Появляется игрушка – Заяц.) Это Заяц, который боялся осени, шуршания осенних листьев. Из какой сказки он к нам пришёл? Да, из сказки Сергея Козлова «Чёрный Омут». И у него для вас подарок – буквы. Что это за буквы? Да – С и М. (Буквы прикрепляются к доске) Чтобы Зайчик не боялся осени, мы отправимся в осенний лес за смелостью. Итак, мы отправляемся… - Ребята, чтобы попасть в осенний лес, мы надуем жёлтые листья… Выполняется дыхательное упражнение «Осенний ветерок». Для выполнения этого упражнения достаются листья из бумаги. И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз. - Ребята, вот мы с вами и в осеннем лесу… И от Зайчика мы получаем ещё букву – Е. Посмотрите, какой листочек к нам прилетел. (Показывается большой лист из картона с написанным на нём именем «Радостный».) Ребята, как зовут листок? Да, радостный. Мы его прикрепим на дерево, чтобы ему было не холодно. Ему нужны друзья. Но к себе на дерево он возьмёт только листочки, в названии которых есть звук «Р». Ох, и сложный этот звук. Как он произносится? Для этого нужно открыть рот, поднять широкий кончик языка за верхние зубки – резцы и подуть на него, чтобы он вибрировал под действием воздушной струи. Добавить голос! Нам поможет его произносить гимнастика для язычка. Какие упражнения нам помогут? Показывается карточка с символами названий упражнений артикуляционной гимнастики. Дети называют упражнения: «Слоник пьёт», «Индюки болтают», «Маляр», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Грибочек», «Чашечка», «Лошадка», «Лягушка», «Дятел», «Комарик», «Лягушка». Несколько упражнений артикуляционной гимнастики делаются. _Молодцы, ребята. И вот вам ещё буква от Зайчика – Л. - Ребята, а теперь давайте найдём листочки с именами, в которых есть звук и буква «Р». Мы найдем Радостному листочку друзей. Поэтому сами будем выполнять это задание дружно парами. Дети ищут нужные листочки, читают имя, чётко проговаривая звук «р», «рь» и помещают их на дерево (прикрепляют листочки прищепками). - Задание мы выполнили, держите ещё буквы – О и С. - Ребята, листочкам очень хорошо на дереве. А мы ещё про них чистоговорку придумаем, чтобы им совсем весело было. Поможет нам сочинить загадку-чистоговорку наш «Цветок похожести». Но сравнения мы будем подбирать, чтобы были звуки «Л», «ЛЬ». Составляется загадка – чистоговорка для звуков «Л», «ЛЬ». Дети подбирают к слову лист сравнения по цвету, размеру, качеству, функции, чтобы в них были нужные звуки. Чистоговорка проговаривается с чёткой артикуляцией звуков «Л», «ЛЬ». _ Ребята, а вот и ещё буквы – Т и Ь. Давайте прочитаем, что у нас получилось? (Дети читают слово). Вот и нашли мы с вами Смелость для Зайчика своим умом, дружбой и смекалкой. И не нужно нам идти к Чёрному Омуту… - А оставшиеся листочки давайте отправим прямиком к весне. Упражнение для развития дыхания «Желобок «От осени до весны». (Дети дуют по желобку листья от картинки осени до картинки весны).
|