Исследовательски-творческий проект на тему: «Разноцветные краски осени»
Соловьева Марина Анатольевна МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня Воспитатель I квалификационной категории мкр. Сходня, г.о. Химки,
Московская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»
Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой, творческий.
Вид проекта: среднесрочный групповой.
Сроки реализации проекта: 3 месяца (01. 09. 2015 – 30. 11. 2015)
Скачать конспект
Скачать презентацию
Участники проекта: дети старшей логопедической группы № 4, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Интеграция образовательных областей: Социально — коммуникативное развитие, познавательно — речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность темы:
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Дети по своей сути очень любознательны. Материал, изложенный в проекте, сможет расширить знания детей об осени, ее явлениях, ее дарах. Дети смогут ощутить всю красоту и богатство осеннего сезона.
Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний об осени, ее явлениях, дарах осени.
Цель проекта: Формирование познавательно — исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе МБДОУ Д/C К/В № 28 «Ручеек».
Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Грибы. Ягоды», «Зимующие птицы», «Осенняя одежда».
Задачи проекта:
- Познакомить детей с темой «Осень», научить распознавать ее по определенным признакам (холодает, изменение цвета листьев, листопад и т.д.).
- Способствовать развитию нравственного воспитания, воспитывать бережное отношение к природе, ее явлениям.
- Закрепить и расширить знания об осени, ее явлениях, о дарах осени (овощи, фрукты, грибы и ягоды, деревья и кусты, перелетные птицы, животные леса).
- Учить распознавать овощи и фрукты по внешнему виду, характеризовать их вкус; распознавать съедобные и несъедобные грибы и ягоды, определять по виду ствола и листьев деревья и кусты; распознавать перелетных и зимующих птиц, животных нашего леса.
- Способствовать развитию связной речи, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
- Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
- Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
- Развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
- Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Темы проекта:
Сентябрь: «Золотая осень. Приметы осени», «Деревья».
Октябрь: «Дождливая осень», «Овощи», «Фрукты».
Ноябрь: «Поздняя осень», «Ягоды-грибы», «Осенняя одежда», «Зимующие птицы».
Формы реализации проекта:
- образовательные ситуации;
- дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий;
- экскурсии по территории ДОУ;
- продуктивная деятельность;
- работа с родителями.
Предполагаемый результат:
- расширение знаний детей об осени, ее признаках и дарах;
- пополнение словарного запаса;
- формирование исследовательской деятельности детей;
- вовлечение родителей в исследовательский процесс
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этапы проекта Содержание
Подготовительный • Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта
- Подготовка развивающей среды
- Составление плана проекта
Практический • Работа с детьми
- Работа с педагогами
- Взаимодействие с родителями
Итоговый • Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта
- Выставка творческих работ и поделок
- Итоговое развлечение по теме проекта
I этап — подготовительный
- Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
- Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.
- Подбор технических средств обучения:
Мультфильмы из серии «Маша и медведь»: «До весны не будить!», «День варенья», «Граница на замке», «Дышите — не дышите», «Витамин роста», «Картина маслом», мультфильм «Приключения Незнайки», мультфильмы по сказкам В. Сутеева «Веселый огород», «Дядя Миша», «Хвосты», «Яблоко».
4. Создание мультимедийной презентации «Разноцветные краски осени» тематическими частями: «Осень, признаки осени», «Деревья и кусты», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Грибы и ягоды», «Осенняя одежда», «Зимующие птицы».
5. Оснащение развивающей среды:
- Книжный уголок: В. Сутеев «Яблоко, «Под грибом», русская народная сказка «Вершки и корешки», Л. Воронкова «Лебеди».
- Музыкальный уголок: аудиозапись дождя, крики птиц, вой ветра, голоса животных в лесу, диск — презентация «Природа в сопровождении шедевров мировой музыки».
- Уголок речевого развития: пособия для развития дыхания, мнемотаблицы, серии демонстрационных картин, репродукции художников: В. Поленов «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень», Е. Волков «Октябрь», Л. Афремов «Осень», иллюстрации к книгам В. Сутеева.
- Уголок творчества и рисования: трафареты, обводки (овощи, фрукты, грибы, ягоды, листья деревьев, перелетные пиццы, животные нашего леса), книжки — раскраски, гипсовые формочки по теме проекта.
- Театральный уголок: оснащение театра по сказкам «Чиполлино», «Репка», «Теремок», «Гуси — лебеди», «Три медведя».
Математический уголок: счетный материал «Белочка собирает урожай», «Сажаем морковку (капусту) на грядку», «Сколько птичек в стайке», карточки — задания к «Блокам Дьениша».
- Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта, создание альбома — книги «Энциклопедия осени».
- Спортивный уголок: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток.
II этап — основной
1. Коррекционно — развивающие занятия.
Интеграция образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Здоровье. Физическая культура: проведение физкультурных эстафет в зале и на прогулке.
Коммуникация. Развитие речи. Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Как ходят деревья», «Дуб и орешник», «Старик и яблони», «Косточка»; Ю. Тувим «Овощи»; К. Ушинский «Спор деревьев», «История одной яблони», «Как рубашка в поле выросла»; Н. Носов «Огородники», «Живая шляпа»; С. Гребенкина «Волшебная тыква»; В. Сухомлинский «Пахнет яблоками», «Улетают лебеди»; Я. Тайц «По ягоды»; Дж. Родари «Чиполлино», «Большая морковка»; Н. Сладков «Осень на пороге»; В. Сутеев «Мешок яблок», «Под грибом»; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»; В. Даль «Война грибов с ягодами»; А. Толстой «Грибы»; З. Александрова «В грибном царстве»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»; И. Соколов –Микитов «Улетают журавли», «Ласточки прощаются с родной стороной»; В. Бианки «Прощальная песенка»; чтение стихотворений об осени П. Плещеева, Ф. Тютчева, А.С, Пушкина, А. Толстого, русская народная сказка «Хвосты», «Гуси-лебеди», «Мужик и медведь. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень», «Октябрь». Беседы по теме «В гостях у бабушки и дедушки» (овощи, фрукты), «Путешествие в осенний лес», разучивание стихотворений, загадок, комплексов пальчиковой гимнастики по теме проекта.
Познавательно-речевое развитие, нравственно-эстетическое воспитание: коррекционно-развивающие занятия по темам проекта, воспитание любви к природе, бережного отношения к живым и неживым объектам природы.
Художественно-эстетическое развитие:
- слушание музыки (звуки дождя, пение птиц в лесу, голоса животных, альбом П.И. Чайковского «Времена года»), разучивание песен «Осень», «Кто сказал, что осень грустная пора», «Осень наступила», танца с осенними листьями, с зонтиками
- рисование «Береза в золото одетая», «Золотая осень», «Осенний урожай овощей», «Огурцы и помидоры в банке», «Фрукты и ягоды на тарелке», «Фрукты в вазе», «Астры в вазе», «Тарелочки с хохломской росписью», «Грибы в лесу», «Дети в осенней одежде», «Ворона»; лепка «Ветка рябины», «Деревья осенью» (лепка+рисование+аппликация), «Яблоко и груша», «Птицы на кормушке»; аппликация «Овощи на тарелке», «Мухомор», «Украшение шапки».
3. Самостоятельная деятельность детей в уголках развития.
4. Работа с родителями:
- Знакомство родителей с темой проекта.
- Привлечение родителей к проектной деятельности по темам: «Осень, признаки осени», «Деревья и кусты», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Грибы и ягоды», «Осенняя одежда», «Зимующие птицы».
- Привлечение родителей к изготовлению творческих работ для выставки «Осенние Мотивы».
- Привлечение родителей к подготовке осеннего праздника «В гостях у лесного гнома».
2. Совместная деятельность взрослых и детей в ходе режимных моментов.
- Утренняя гимнастика, различные физкультминутки и комплексы пальчиковой гимнастики.
- Подвижные игры в зале «Чей кружок быстрее соберется», «У медведя во бору», «Гуси-гуси» и другие.
- Ситуативные беседы, беседы-рассуждения.
- Рассматривание альбомов, иллюстраций, открыток и энциклопедий по теме проекта.
- Чтение рассказов, стихотворений, энциклопедической информации.
- Игровая деятельность: дидактические игры настольно-печатные игры, развивающие игры по теме проекта, внесение специальной одежды и атрибутики в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Варим щи», «Помогаем маме консервировать огурцы и помидоры» и др.
III этап — заключительный
- Выставка детских работ по темам проекта.
- Подведение итогов по реализации проекта – проведение осеннего праздника «В гостях у лесного гнома».
- Проведение конкурса среди детей и родителей на лучшую поделку «Осенние мотивы» (с вручением дипломов).
- Обобщение опыта работы по проекту и представление его на педсовете.
Ресурсное обеспечение проекта
- Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека для родителей и педагогов и т.д.
- Подборка художественной литературы по лексическим темам.
- Материал для художественного творчества.
- Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.
- Фильмы, фотографии, презентации о природе мкр. Сходня (осенний период) и о природе России.
Результаты:
У детей:
- сформированы знания об осени, ее явлениях и дарах, изменениях в жизни животных и птиц, людей; расширились представления детей об осени, ее явлениях и дарах, изменениях в жизни животных и птиц, людей;
- повысилась речевая активность, выразительность речи, активизировался словарь;
- развились коммуникативные умения и навыки взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми).
- участие в данном проекте помогло детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.
У родителей:
- повысился интерес родителей с проектной деятельности;
- родители изменили своё мнение о важности совместной деятельности с детьми;
- родители стали проявлять больший интерес к жизни ребёнка в детском саду.
У воспитателей:
- усовершенствовалась техника проектной деятельности;
- наладились тесное взаимодействие с родителями.
|