ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Редактор | |||
20.06.2016 19:58 | |||
МБДОУ №5 «Теремок» г.Набережные Челны, Татарстан. Подготовили: Музыкальный руководитель: Давлетова Резеда Валиахметовна Высшая квалификационная категория, Воспитатель: Тюленева Ольга Викторовна 1 квалификационная категория. ТЕМА:«ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ» Цель: Показать результаты музыкального образования детей на занятии. Образовательная задача: 1. Воспринимать музыкальное произведение, способствовать формированию осознанного отношения к содержанию, характеру произведения. 2. Развивать цветомузыкальный слух в процессе цветового уподобления характеру звучания музыки. 3.Формировать певческие умения и навыки. 4.Работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.
5.Обучать пению по руке дирижёра.
Развивающая задача: 1.Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе музицирования. 2.Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыку композиторов классиков. 3.Работать над развитием слуха и голоса, чувства метроритма. 4.Способствовать развитию слухового восприятия, координации и пластики движений. 5.Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах. 6.Закрепить знания детей о законах составления орнамента на полосе. Воспитательная задача: 1.Создать тёплое, радостное настроение на занятии; развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость. 2.Воспитывать самостоятельность, активность, чувство товарищества. 3.Воспитывать эстетический вкус; приобщать детей к искусству. Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание листьев на деревьях; чтение стихов об осени; рассматривание иллюстраций; чтение книг, дидактические игры. Словарная работа: Стаккато, легато, исполнитель, слушатель, фрагмент Демонстрационный материал: Сцена, украшенная осенними листьями, деревья, портреты композиторов П.И.Чайковского, Шумана, В.А.Моцарта, иллюстрации Раздаточный материал:Муз. инструменты: маракасики, колокольчики, треугольники, металлофоны;Листики, шарфики, водяные птички, большой лист бумаги, краски, гуашь, салфетки. Подготовка музыкального руководителя и воспитателя:
«ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ» Дети входят в музыкальный зал. Здороваются . «Музыка, здравствуй!» М.Л.Лазарев Воспитатель: (чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень») Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Дети: Об осени. Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете об осени? Муз. рук-ль: А хотите прогуляться по осеннему лесу? Тогда, зашагали наши ножки! «Зашагали ножки» (арттерапия) (дети выполняют упражнение, на сцену выставляются деревья) Муз. рук-ль.: Вот мы с вами и в осеннем лесу! Как здесь красиво! Так и хочется сплясать! Давайте покажем, какие у нас чудесные «сапожки», и послушаем, как же стучат наши каблучки. «Сапожок» (арттерапия) ( по окончании танца очень тихо звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского) Муз.рук-ль: Какая прекрасная мелодия! Светлая, ясная… Кажется будто прилетела она прямо из мечты. Как нежно и трогательно поёт её музыкальный инструмент, словно человеческий голос. Вы любите музыку? Расскажите мне, какая музыка вам больше всего нравится?(ответы детей) Как вы думаете, что нужно для того, чтобы музыка родилась и зазвучала? (предположения детей) Муз.рук-ль:Музыку должен кто-то сочинить, написать, придумать. Как мы называем, человека, сочиняющего музыку? Дети: Композитор. Муз.рук-ль: Музыку нужно исполнить на инструменте или спеть. Как мы назовём того, кто это делает? Дети: Исполнитель. Муз.рук-ль: Музыка существует для людей, а не только для тех, кто её сочиняет и исполняет. Поэтому у неё должны быть слушатели.Музыка всегда возникает из тишины, Послушаем и мы с вами тишину в зале, прежде чем повториться эта замечательная мелодия. Вслушайтесь в неё. Будьте внимательны, постарайтесь ответить на вопросы: что это за музыка, какой у неё характер, чтобы вам хотелось делать, слушая её? (повторное прослушивание фрагмента) «Осенняя песенка»П.И.Чайковского Дети: Музыка ласковая, спокойная, нежная, мечтательная, задумчивая, сказочная, волшебная, мягкая… , инструмент ------ Муз.рук-ль: Конечно же это ------. А прослушали мы с вами фрагмент из музыкального произведения «Осенняя песенка» П.И.Чайковского. Пётр Ильич Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека. Его музыкальные произведения очень мелодичны. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы, выразительны. Дети: (чтение стихов об осени) Муз.рук-ль: Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. А под ногами шуршат осенние листочки. (шуршат ладошками). Скажите, какими музыкальными инструментами можно изобразить шуршание листочков? Дети: Маракасиками. Муз.рук-ль: А звучание капелек дождя? Дети: Колокольчики, треугольник, металлофон. Муз.рук-ль: Сейчас мальчики превратятся в осенние листочки и возьмут маракасики, а девочки, возьмите музыкальные инструменты, изображающие звон капелек. Вы – капельки дождя! «Осенний концерт» С.Коротаева (воспитатель обращает внимание детей на листики, которые лежат под деревьями на сцене) Воспитатель: А сейчас ветер щёки толстые надул… надул… (надувать щёки и резко сдувать «ПФ») и на листочки пёстрые подул (дуть осторожно, ласково, не спеша Фу-Фу) подул…подул… и полетели наши листочки. Дыхательная гимнастика «Листики летят» Муз.рук-ль: Распевка «Листики летят» (обратить внимание детей на дирижёрский жест: вдох, задержка дыхания, пение) Воспитатель: А сейчас послушайте загадку: Высоко на дереве сидит лесной доктор, Лапками цепляется, хвостиком упирается, Носом постукивает – мурашек, да козявок из – под коры выпугивает;Кругом ствола бежит, никого не проглядит. Дети: Дятел! Муз.рук-ль: Сегодня мы с вами разучим новую попевку «Дятел». (следует обратить внимание на активность артикуляторного аппарата: язык, губы; музыкальный руководитель исполняет).Давайте, прохлопаем ритмический рисунок попевки. «Дятел» С.Миловский (дети поют попевку в разных тональностях) Музыкальный руководитель исполняет вступление к «Осенней песенке» Муз.рук-ль: Ребята, что такое я исполнила? Дети: Вступление к песне «Осенняя песенка». Муз.рук-ль: А скажите, для чего нужно вступление к песне? Дети: Чтобы определить настроение, характер, темп песни. Муз.рук-ль: А как мы будем исполнять её? Дети: Весело, задорно, звонко, отрывисто, стаккато… Дети исполняют «Осенняя песенка» Муз.рук-ль: Ой, ребята, а как холодно стало в лесу. Давайте раздуем костёр. чтобы огонь вспыхнул, нужно встать в круг, взяться за руки и передать друг другу тепло наших сердец, горячие улыбки, доброту. Я передаю тепло моего сердца. На моём лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснётся моего сердца, моей руки, костёр вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдём ближе друг к другу, в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись? Воспитатель: А сейчас мы, в память о нашей прогулке по осеннему лесу составим красивый узор из осенних листьев.Узор – это композиция рисунка из разнообразных элементов геометрических фигур, причудливых линий, цветов и листов. Но сегодня мы с вами познакомимся с орнаментом – это тоже узор, и он построен по определённым законам и правилам. Для орнамента выбирают несколько основных линий и фигур,которые повторяются несколько раз. Орнаменты можно вписывать в любую форму: квадрат, круг, прямоугольник. Сегодня мы придумаем и нарисуем орнамент на полосе. Основными элементами его будут осенние листья. Каждый орнамент имеет свой характер, как музыка. Он может быть плавным или резким, прерывистым или непрерывным. А настроение нашего орнамента покажет нашим гостям ваши впечатления об услышанном и увиденном на занятии. Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского. Дети рисуют ладошками, ребром ладони осенние листья Воспитатель: (проводит анализ работы) Какие цвета вы использовали? Какое настроение получилось у нашего орнамента? Дети: Радостное, светлое, доброе…
Муз.рук-ль.: В заключении нашей прогулки исполним песню «Осень – неведимка». Какой характер у этой песни? Дети: Песня спокойная, ласковая, немного грустная, нежная… Муз.рук-ль.: Как мы её будем петь? Дети: Нежно, легато, плавно, тянем гласные звуки… /предложить детям взять атрибуты к песне: маракасики, платочки, птички, колокольчики/ Муз.рук-ль.: Мы сегодня с вами рисовали вместе, делали большую работу, Хорошо потрудились, АНАЛИЗ. А теперь, все удобнее сядем на ковёр. Закроем глазки и, слушая музыку, вдохнём аромат осеннего леса. Представим, как кружатся листья, как капают капельки дождя. Релаксация «Аромат роз» Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я нашла под деревом. Это нам подарки от царицы Осени! /листики с конфетами/ Муз.рук-ль.: Понравилось вам в лесу? Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Покажите, как вам грустно . Но мы ещё обязательно вернёмся сюда. Скорее улыбнитесь! Нам надо задуть костёр, чтобы не случился пожар. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно – сильно на пламя. Посмотрите, пламя только сильнее разгорается! Ведь это огонь наших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Возьмём его с собой. Протяните руки к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его и водить дружный хоровод. Оставайтесь такими дружными всегда. «До свиданья, музыка! М.Л.лазарев Дети выходят из зала под песенку «Зашагали ножки»
|