Цель: создать условия для расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о мире природы, ее обитателях; воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе. Программные задачи: - продолжать формировать представления детей об окружающем мире; - развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изображать обитателей водоёма, используя полученные ранее знания и умения; - продолжать развивать познавательные процессы; - приобщать детей к истокам культуры родного края; - воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям.
Словарная работа: чирок, манок, кулик, поганка, камыш, осока, водоем.
Предварительная работа: прогулка к водоему, чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», рассматривание картины «Аленушка» В.М.Васнецова, методического пособия «Добро пожаловать в экологию».
Оборудование: детский водоём (мини - бассейн), муляжи насекомых, растений (камыш, осока), животных, птиц, куклы: Иван-Царевич и Алёнушка. Ход непосредственно образовательная деятельности
Воспитатель: - Ребята, давайте мы с вами вспомним сказку, которая называется «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Вопросы к детям - Кто из героев сказки был очень злым? - Что плохого сделала баба Яга в сказке? Никто не знает, куда баба Яга спрятала Аленушку. Иван-Царевич отправился на поиски Алёнушки. - Давайте, ребята, и мы пойдем с ним и поможем отыскать Алёнушку. Воспитаттель и дети подходят к расположенному водоему. Воспитатель: Шли-шли мы, и подошли к берегу. Возле берега растет камыш и осока. - Ребята, что еще растет возле берега? (Водяной лук – цветёт фиолетовым цветом, имеет форму шара) Достал Иван-Царевич волшебный свисток - манок и засвистел. - Кто знает, почему свисток называют «манок»? (От слова манить) - И мы с вами представим, что свистим в манок Дыхательная гимнастика (имитация свиста в манок) Воспитатель: - Ребята, что - то шуршит! (воспитатель раздвигает камыши). Кто это перед нами? (Утка с утятами). - Как вы думаете, какие это птицы – дикие или домашние? (Дикие). - Как называют таких уток? (Кряква). ему их так называют? (Потому что они крякают). - А кто знает, как называют маленьких утят? (Их называют «чирки»). - Какие они? (Маленькие с красным клювом). - Дети, Иван-Царевич спрятался в зарослях осоки и камыша. Мы свами тоже спрячемся! (дети прячутся). И вот чудо! Смотрите, утки подплыли к берегу мокрыми и сразу стали сухими. Почему? (перья у уток покрыты жиром и поэтому вода быстро стекает с них). - А какие еще птицы обитают в водоеме? Да, ребята, это кулики и поганки. Иван-Царевич спрашивает у нас, знаем ли мы, где спрятана Алёнушка? Дети: - Птицы сказали, что нужно идти дальше к воде. Воспитатель: - Спустился он к воде. Вода покрыта зеленым одеялом. - Как называют это «одеяло»? (Ряска) И вот скачет зверюшка, Не рот, а ловушка Попадают в ловушку И комар и мушка. Кто такая? (Лягушка) Физминутка. - А можете ли вы постоять как цапли, попрыгать как лягушки и помахать крыльями как утки? (дети выполняют) Воспитатель: - Иван – Царевич спрашивает у лягушки, не видела ли она Алёнушку? Лягушка велела ему сесть на спину черепахи и та покажет дорогу к Аленушке. Сел Иван-Царевич на спину черепахи и поплыл. Видит он, а мимо них кто-то промчался. «Ой, не бойся», - сказала черепаха. Это наши водомерки. - Ребята, почему их так назвали? (Потому что они бегают по поверхности воды, как - будто измеряют её своими шагами). Нырнула черепаха на дно. Увидел Иван-Царевич, что сидит его Алёнушка, привязаная к длинным стеблям кувшинки, а рядом охраняют её рыбы. - Каких рыб вы видите? (Карась, щука и большой сом). - Только, когда Иван – Царевич отгадает загадки, рыбы вернут ему Аленушку. Мы поможем Ивану – Царевичу отгадать загадки? Загадки: Пусть крыша течёт и сломалась калитка, Свой дом ни за что не покинет…. (Улитка) На одной ноге стоит и в воду глядит Тычит носом наугад В болоте ловит лягушат (Цапля) Ползет наоборот, Задом наперёд, Всё под водой Хватает клешнёй (Рак) Очень мирные мы змеи, Любим пить в лесах у рек Яда вовсе не имеем И не знались с ним вовек (Ужик) Под – змея таится, Над водой – краса девица В блузке белоснежной, Близ травы прибрежной (Кувшинка) Воспитатель: - Спасибо, ребята, что помогли Ивану – царевичу отгадать загадки. Забирай, Иван – царевич, Алёнушку и отправляйся домой. На этом, ребята, путешествие наше закончено. Вы помогли Ивану-Царевичу преодолеть все преграды, благодаря знаниям и старанию.
|