Опыт работы: “Использование развивающих тренажёров в развитии детей раннего возраста Свой обмен опытом я назвала: • Развивающие тренажёры и пособия по сенсорному развитию, Актуальность сенсорного развития у дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Как справедливо отмечает Борис Герасимович Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Одними из средств развития сенсорики у детей являются игрушки - тренажёры, пособия и дидактические игры. Изучив материалы Елены Валентиновны Полозовой Мне захотелось сделать что-то самой для своих детей.
Скачать полный конспект
Экономя время, о задачах развивающих тренажёров и пособий по сенсорному развитию, хотелось бы рассказать, непосредственно демонстрируя их. Итак, моё увлечение развивающими тренажёрами началось с "КЛОУНА" этот тренажёр способствует: развитию мелкой моторики рук; знакомит детей с сенсорными эталонами. В своей работе я использую его, как в индивидуальной работе с детьми так и в свободной деятельности детей. Увидев активный интерес детей к клоуну остановиться я уже не могла.
Весёлое ведёрко игрушку – тренажёр, не удержалась привезла с собой, тренажёр развивает интерес и побуждает к действиям. Знакомит с сенсорными эталонами, способствует развитию мелкой моторики рук. Детям нравится безумно, более того детям так полюбилось, что пришлось консультировать родителей по его изготовлению и задачам. Кубик – звукарик, развивает умение отчётливо произносить звуки, помогает в совершенствовании мелкой моторики рук, выполнять действия (развязать, отлепить, прилепить). На слайдах мы наблюдаем, как дети серьёзны, осмысленно работают с тренажёрами. Далее мой любимый тренажёр, просто “палочка – выручалочка” в непосредственно образовательной деятельности и не только. Пробковая доска - сюжетный тренажёр способствует: развитию мелкой моторики рук; знакомит с цветом, формируют и активизируют словарь , развивает умение рассматривать картинку, называть изображённые на ней предметы, составлять по картине маленький рассказ, закреплять знакомые художественные произведения. Вот несколько примеров: будь это тема “ПДД знакомство с светофором”, или “Во саду ли в огороде”, или “На лугу на лугу пасутся ко…”, или просто свободная тема “Ёлка для диких зверей”. Их масса! Дети по очереди или по желанию выбирают сами своего героя и прикручивают радуясь коллективной работе. Фартук “Угадай-ка” – Решила продемонстрировать его на себе: тренажёр знакомит с сенсорными эталонами, развивает умение понимать количественную характеристику. В начале года игра начиналась, когда я называла дети показывали, затем наоборот, к середине года я могу уже раздать фигуры и дети сами находят и вкладывают в нужный карман. В дальнейшем я планирую усложнить задачи. Необычный вид воспитателя всегда привлекал детей, и для полного образа пришла идея изготовления Шляпы круга, которая так же создает эмоционально положительный настрой, знакомит с цветом, развивает мелкую моторику рук. Дети часто хотят и сами примерить необычный наряд, поэтому, для них раздумываю о дополнении параллоновой прокладки в области головы. Дидактическая игра “Автобус” – Многим знакома, используется и не потеряла своей актуальности. Способствуют развитию наглядно-действенного, образного мышления, воображения. Учит детей сравнивать, сопоставлять предметы по величине, размеру, форме. Мной используется как в совместной так и в свободной деятельности. Занимательный остров – его так же привезла с собой, обратите внимание: мобильный, безопасный, яркий, каждая деталь не случайна, выполняет свою задачу, возможность заменяемости деталей. Способствуют развитию наглядно-действенного, образного мышления, воображения. Знакомят с сенсорными эталонами, развивает мелкую моторику рук. Идея создания острова пришла ко мне, когда я увидела, что пришёл момент, проявления интереса у детей к играм группами. И когда я принесла его, их восторг - был мне наградой. Развивающий тренажёр на развитие тактильной чувствительности у детей. – знакомит с качественными признаками предмета ( мягкий, твёрдый, колючий, шершавый), развивает мелкую моторику рук. Используется мной в совместной деятельности с детьми. Но есть задумка, на следующий год, сделать этот же тренажёр, используя образ паука Шнюка с многочисленными лапами, из любимого детьми мультика “Лунтик”. Фото-0015 Умный зонтик – игрушка тренажёр развивает способность классифицировать и обобщать. Знакомят с сенсорными эталонами. Используется мной, как в НОД, так и в индивидуальной работе с детьми. Дети с интересом вставляют в прозрачные карманы карточки с изображением предметов заданной темы (Например: круглые, большие, или красные ит.д.) Был проведён промежуточный мониторинг по оценке сенсорного развития детей, по программе Васильевой М.А. Результаты промежуточного мониторинга с сентября по январь показали, как снизилось кол-во воспитанников с низким уровнем с 60% до 14% , и мы наблюдаем уже наличие высоких результатов.
Итог: И по диаграмме видно, как изменился % воспитанников с низким показателем, поэтому делаем вывод, использование развивающих тренажёров по сенсорному развитию эффективно, поэтому целесообразно продолжать работу и далее, используя данный материал.
Важно отметить!
Как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями.
Организует и направляет ребёнка взрослый человек.
Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.
Автор: Смирнова Галина Васильевна
Воспитатель МАДОУ №35 г. Энгельса
Саратовской области РОССИЯ
|