Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
Познание
Автор: Галина Бастина   
07.05.2014 20:45

Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности  «Что мы знаем о воде?»Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»

Педагог: Бастина Галина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

1. Образовательные задачи: - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы; - Закрепить знания детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. - Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. - Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: - закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности. - учить пользоваться пипеткой, воронкой. - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. - Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, - Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2. Развивающие задачи: - Способствовать развитию любознательности; - Развивать внимание детей; - Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. 3. Воспитательные задачи: - Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде; - Продолжать воспитывать культуру поведения в природе; - Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; - Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Оборудование и материалы: - Глобус, иллюстрации по теме.

Раздаточный материал на каждого ребёнка : лоток для раздаточного материала, сосуды с водой, сосуды различной формы, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, акварельные краски, кисточки, речной песок, сахарный песок, соль, сок , пипетка, воронка Место проведения - групповое помещение. Предварительная работа: 1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека. 2.Проведение экспериментов с водой. 3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки». 5.Чтение художественной литературы по теме «Вода», «Мойдодыр» К.Чуковского, « Федорино горе» и т.д. 6.Наблюдение за водой на прогулке. Ход занятия. Часть 1 Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Беседа с детьми о глобусе Воспитатель: Что это такое? Дети: это глобус. Воспитатель: А, что такое глобус? Дети: это модель Земли? Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля? Дети: круглая. Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это? Дети: это вода (моря, реки, океаны.) Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом? Дети: Это суша. Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды) Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг, вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на 4 части, для наглядности закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе. Ребята, а где живет вода? (море,океана, реке,озере, роднике,болоте,…). Вода – чудо природы, она окружает нас. Ни одно существо не обходится без воды. Кому нужна вода? ( животным и растениям, насекомым, птицам, рыбам, человеку). Без пищи мы можем прожить 49 дней. Без воды человек может прожить не больше 2-х суток. Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%. - Какой вывод мы можем сделать? (Воду нужно беречь.) Примеры из нашей жизни, что помыли посуду, искупались и выключили воду, т.к. ее мало, надо ее беречь, нельзя засорять водоемы, реки, т.к. Для чего вода нужна человеку?( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.). Мы с вами знаем, какая вода – прозрачная, без формы, без вкуса, без запаха. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Надеваем спецодежду . Зачем? В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории: Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой. В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться. Д: Слушать воспитателя Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод. В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой) Часть 2 Опыт № 1. Вода – это жидкость. (У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой). Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Дети: Вода льется, потому что она жидкая. Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать. Что вода делает? (течет, льется, журчит…) Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Опыт 2 «Вода без цвета, прозрачная». Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? ( ответы детей). Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная. Ребята, что произойдет с водой , если добавим в нее краску? ( добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды). Опыт 3. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую. Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется. А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Ребята а для того чтобы не пролить воду при переливании в узкое горлышко можно использовать воронку. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Если налили в чашку …..Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Вывод: И так вода не имеет формы , вода принимает форму того предмета в котором она находится. Физминутка «мы ногами топ, топ) Опыт 4 «Вода не имеет запаха» Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? ( ответы детей ) Вывод: вода не имеет запаха. Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. Что вы возьмете , чтобы капнут несколько капель мятных .(пипетку). И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Опыт 5 « Вода не имеет вкуса» Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?( ответы детей) А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды. Вывод: вода не имеет вкуса. Опыт 6. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло (масло капают пипеткой). Двое детей выполняют это задание. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Воспитатель: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете Игра «Какая бывает вода?». Дети встают в круг, воспитатель - перед ними с волшебной палочкой. Он задает вопрос и передает палочку одному из детей. Тот отвечает на вопрос «Какая бывает вода?» и возвращает воспитателю палочку. (Варианты ответов: минеральная, речная, водопроводная, родниковая, колодецная, безвкусная, без запаха, прозрачная.) Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня были настоящими учеными и провели сложнейшие эксперименты с водой. Какие опыты вам особенно запомнились? А можно назвать воду – волшебницей? Почему? Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем. Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить! Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Итог занятия понравилось вам занятие, и что понравилось больше всего?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год