«Волшебница бумага» Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п.). Познакомить с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. Учить работать в коллективе. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью. Материал: камни, береста, гуашь, бумага, карандаш, острая палочка, миска с водой, схема производства бумаги, указка, «ящик ощущений» с разными видами бумаги, миска с водой, спички и железная миска для воспитателя, бумажный колпак и накидка, карта опасностей, рисунок с изображением барашка, бумага серого цвета, клей. Ход занятия: Воспитатель: Предлагает детям отгадать загадку: Склеите корабль, солдата, Паровоз, машину, шпагу. А поможет вам, ребята, Разноцветная... (бумага)
- Да, ребята, сегодня наше занятие посвящено бумаге. Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге(дети и родители выполняют задание) . Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае. Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради ) А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем то заменить бумагу? (ответы детей и родителей). А сейчас мы узнаем как делают бумагу (рассказывает родитель).
Дело в том, что бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т.д. Подойдите к доске, я покажу вам схему производства бумаги. Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага.
Предлагаю провести опыты с бумагой 1. «Бумага режется» (схема «ножницы») Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения. Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины. 2. «Бумага рвется» (схема «рваная бумага») Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины. 3. «Бумага мнется» (схема «мятая бумага») Смять сначала бумагу, потом картон. Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется. 4. «Бумага намокает» (схема «капля воды») . Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный. 5. «Бумага впитывает масло» (схема «растительное масло») . Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло? Вывод: масло пропитывает бумагу. Физкультминутка: под музыку «Ветер…» 6. «Бумага издаёт звук» (схема "нота") Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела. Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук. 7. «Бумага летает» (схема «ветер») Полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?. для этого нужно помахать веером (дети делают веер) 8.(можно делать поделки (схема «оригами») , чтобы получился ветерок. Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются. 9. «Бумага горит» (схема «спички») Этот опыт проводит родитель. Поджечь разные виды бумаги. Вывод: бумага горит. Выводы исследований (опираясь на схемы) : 1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая. 2. Бумага бывает прочной и не прочной. 3. Бумага боится воды. 4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками. 6. Из бумаги можно сделать поделки. 7. При смятии бумага издаёт звук. 8. Бумага разлетается при ветре. 9. «Бумага впитывает масло» 10. «Бумага горит» Игра «Найди предметы из бумаги» (дети и родители стоят в кругу) А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете тоже сделано из бумаги и вернуться в круг (дети и родители рассказывают почему считают, что данный предмет сделан из бумаги) . . А теперь давайте поиграем в игру «Угадай на ощупь».Играю дети и их родители.(виды бумаги). Сегодня мы с вами будем волшебниками, или, говоря не волшебным языком, превращать одно в другое. - Взгляните на стол. Давайте перечислим, что на нем находится ( крахмал, вода, чайник с кипятком, миски, бумага газетная и оберточная, масло растительное, таз с водой, полотенце и др.). -Как вы думаете, во что это можно превратить? (Ответы детей и родителей). -Сегодня я предлагаю вам дать второе рождение бумаги. Мы с вами изготовим тарелки в технике папье-маше. -Смотрите и слушайте. 1. Готовим клейстер из крахмала. Я расскажу вам самый простой рецепт. 1 ч. л. крахмала + 2 ч. л. холодной воды, все размешать до кашицы и добавить 1\2 стакана кипятка. Тщательно перемешать, остудить. 2. Нужно 2 вида бумаги. Очень хорошо подходит бумага газетная и оберточная. Бумагу надо рвать, а не резать, мы с вами знаем, почему. –Почему? Сначала нарву белой бумаги и , внимание, замочу ее в миске с водой. 3. Теперь нужно смазать заготовку чем небудь масляным, н - р, растительным маслом. –Как вы думаете, зачем это нужно? ( Чтобы готовое изделие легко снялось с модели). 4. Теперь на масляную поверхность накладываем слой мокрой бумаги. Лучше будет, если первый слой будет белым -Как вы думаете, почему? 5. Следующий слой будем наклеивать бумагой другого цвета. Смазываем клейстером слой мокрой бумаги, накладываем кусочек и примазываем его пальцами. Рядом подклеиваем другой и т. д. так, чтобы края одного слегка находили на другой. По ходу работы следим за тем, чтобы на модели не образовывались складки и морщины. За газетным слоем вновь последует слой из белой бумаги, и так слои будут чередоваться друг за другом, пока на модели не будет наклеено 5-7 слоев. 6. После наклеивания всех слоев, поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и ставят для просушивания. Сегодня мы с вами сможем изготовить только заготовку будущей тарелочки. Вы возьмете их домой и после того как они высохнут вы их раскрасите и принесете в д/с и мы оформим выставку «Вторая жизнь бумаги». Дети вместе с родителями приступают к выполнению работы.
|