Конспект ННОД Экспериментальная деятельность "Почему земля кормит" |
Познание | |||
Автор: Наталия Владимировна Стивкина | |||
20.03.2014 00:58 | |||
Конспект ННОД Экспериментальная деятельность "Почему земля кормит" А теперь будем червячками. Под землей червяк ползет, Делает он узкий ход, Чтоб в подземном царстве Лучше всем жилось, Чтоб в подземном царстве Лучше всем рослось. (Слова стихотворения сопровождаются движениями.) - Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва,земля). Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой. Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы. Опыт №1. Что спрятано в комочке? -Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте. - Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная) - Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.) - Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки) -А вы знаете, как образуется почва? Читаю сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”. “Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить. Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные. - Кто, кто в пенечке живет? Никто не отвечает. Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить. И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет. Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось. Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку. “Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”. Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?” - Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву) Опыт № 2. В земле есть воздух. - Как вы думаете, воздух в земле есть или нет? - Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.) -Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы). -Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом. Опыт № 3. Есть ли в почве вода? - Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет? -Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта. - В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.) -Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком. (Через некоторое время показываю стеклышко детям.) - Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды) - Сделайте вывод – есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.) Фото 5 - Вот какие чудеса таит в себе почва. -А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней? Физкультминутка. В огород пойдем, (Маршировать на месте) Урожай соберем. (Идти по кругу, взявшись за руки) Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты (Имитировать, как срезают, таскают, копают) Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками) Щавеля нарвем немножко ("Рвут") И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись за руки) -А вы хотите посадить наш огород в группе? (Перед детьми торфяные горшочки, семена редиса, василька, салата, перца, цветной капусты, базилика, моркови, лейка с водой, палочки для посадки) -А что нужно растениям, чтобы они росли? -Скажите, а в какую землю нужно сажать семена? (Во влажную) Почему? - Верно, нам необходимо поливать землю, если она сухая, когда будем сажать растения. Во влажную землю сажать легче. (Деятельность педагога с детьми по посадке растений) -Ребята, а хотите ещё один эксперимент? Как вы думаете, если мы накроем семена плёнкой они быстрее взойдут или нет? -Хорошо, это мы и проверим. Фото 11 Итог деятельности -Что узнали о почве? -Какие свойства почвы знаете? -Почему её называют кормилицей? -Как образуется почва? -Что понравилось? В дальнейшем, вместе с детьми, мы наблюдали за всходами, измеряли их, записывали свои наблюдения и измерения в таблицу. Ребята убедились, что семена под плёнкой взошли быстрее. Выращенную рассаду перца, цветной капусты, мы пересадили в грунт, на участок, а василёк радовал нас своими цветами на уличной клумбе всё лето. Экспериментальная деятельность даёт почувствовать дошкольникам себя настоящими учёными-исследователями, которые сами могут добывать знания, что является ценным для будущих школьников.
|