Вид: комбинированное занятие. Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни в зимний период. Программное содержание: 1. Образовательная задача: - продолжать узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению; - уточнить о роль человека в жизни зимующих птиц. 2. Формирующая задача: - закреплять умения детей различать перелётных и зимующих птиц; - закреплять навыки работы детей с ножницами. 3. Развивающая задача: - закреплять умение детей различать животных по следам, по голосам. 4. Воспитательная задача: - продолжить воспитание чуткого, доброжелательного отношения к природе в целом; - воспитывать чувство сопереживания, желания помогать всем живым существам.
Скачать презентацию к проекту
5. Речевая задача: - продолжать развивать связную, разговорную речь (диалогическую, монологическую). Предварительная работа: работа с моделями «Звери», «Птицы», д/и «Кто лишний?», «Узнай по описанию», заучивание стихов о птицах, чтение рассказов: М. Горький «Воробьишко», Н. Сладков «Лесные сказки», изготовление деталей для поделки «Снегирь». Оборудование: ватман с прорисованными следами зверей, птиц, человека, изображения перелётных и зимующих птиц, модели «Птицы», «Зима», музыкальный центр, записи голосов птиц, 2 обруча, заготовки для поделки «Снегирь», ножницы, мольберт, доска, гуашь чёрная, клей, кисти для краски и клея, салфетки, салфетки для столов. Ход занятия (30 минут) Организационный момент: дети входят в группу, здороваются с гостями, на ковре лежит ватман со следами. В.: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах и о том, какое участие в их жизни принимает человек. 1. Часть: В.: На днях, я была в парке и на одной полянке увидела очень интересную картину на снегу, зарисовала её, чтобы вместе с вами разобраться: «Кто ещё был на этой полянке?», (д/и «Узнай по следам», дети рассматривают изображение следов различных животных, называют, кому они принадлежат). В.: Молодцы, со следами зверей разобрались, а вот птичьи следы, каким именно птицам принадлежат? Д.: не знаем. В.: хотите узнать? Д.: да. В.: хорошо, я приготовила для вас загадки о тех, птицах, которые были на этой полянке. Вам надо их отгадать, а также подобрать к ответу соответствующую картинку. Слушайте внимательно: Непоседа, невеличка, Жёлтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку, А зовут её? (Синичка) Уличный мальчишка В сером армячишке, По двору шныряет, Крошки собирает? ( Воробей) Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой? ( Снегирь) Всё я вижу, всё я знаю. А не знаю, так узнаю. Не узнаю – не беда, Можно выдумать всегда. Что творится в лесу – На хвосте принесу? ( Сорока) Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – кар, кар, кар, Известная персона Кто это? (Ворона) (Дети отгадывают загадки, находят на столе соответствующее изображение, объясняя свой выбор.) В.: ребята, а почему вы не выбрали других птиц? Д.: они не подходят под описание, данное в загадках. В.: посмотрите внимательно: «Изображения, каких птиц остались на столе? Как, одним словом их назвать?» Д.: Перелётные. В.: А почему они улетели от нас? Куда улетели? Д.: стало холодно, птицы улетели в теплые края. В.: Какой корм едят эти птицы? Д.: Они питаются насекомыми, которые сейчас спрятались в трещинах домов, заборов, коре деревьев, а некоторые погибли В.: Что стало с водоёмами, где некоторые из них обитали? Д.: Они покрылись льдом. В.: Какое время года сейчас? Какие зимние месяцы вы знаете? Д.: Зима. Декабрь, Январь, Февраль. В.: Какие признаки зимы вы знаете? Д.: Стало холодно, снег идёт, солнце светит, но не греет, рано темнеет, люди надели зимнюю одежду... В.: Вы правильно ответили на все вопросы, «Но как тогда назвать птиц, которые остались с нами?» Д.: Зимующие Физкультминутка В.: Тогда я предлагаю вам игру «Найди свой дом». Правила игры: - каждый ребёнок получает изображение птицы либо перелётной, либо зимующей; - есть 2 обруча- «дома»: теплый – для перелётных, холодный - для зимующих; - «летая» по группе и услышав команду В.: «ЗИМА», надо найти свой «дом» правильно. - затем дети меняются изображениями. 2.Часть В.: Вы запомнили, какие птицы улетают в теплые края? А какие птицы зимуют с нами? Д.: Да, перелетные и зимующие. В.: Скажите: «Где мы можем увидеть зимующих птиц?» Д.: На улице, на участке, в парках и скверах... В.: Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм: насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, в щелях домов, семена и плоды лиственных растений. Особенно трудно птицам приходится во время метелей и сильных морозов. В такую погоду птицы голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимние холода пернатые стараются держаться, поближе к жилищу человека. А почему? Д.: Мы можем им помочь, подкармливать их, делать кормушки... В.: Правильно, а какой корм можно насыпать в кормушку для птиц? Д.: семечки, крошки хлеба... В.: Многие птицы едят семена подсолнечника, арбуза, тыквы. Овёс и пшено, крошки хлеба любят воробьи, голуби. А вы знаете, что за птица любит сало? Д.: Отвечают. В.: Синички очень любят несоленое сало, которое можно закрепить прямо на ветке дерева. А как надо вести себя около кормушки? Д.: Тихо, не пугая птиц. Ведь за ними можно понаблюдать В.: Сегодня мы с вами обязательно добавим корма в наши кормушки на участке. Этим мы можем спасти не одну птичью жизнь. А когда придет весна, пернатые друзья отплатят нам за заботу, и порадуют своим пением. А пока, я предлагаю вам отгадать: «Какие птицы прилетали к нашим кормушкам, по их голосам?» (д/и «Узнай по голосу», с прослушиванием аудиозаписи голосов птиц.) Слушайте внимательно, я включаю запись. Дети угадывают. В.: Молодцы справились с заданием. А теперь я прошу вас послушать стихотворение, которое приготовили для вас девочки. «Покормите птиц зимой» А. Яшин. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Горсть зерна нужна, Горсть одна – И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – Не счесть Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну. Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. В.: Красивое стихотворение, правда? Чему оно учит нас? Д.: Заботе о птицах... 3.Часть В.: На память о сегодняшнем занятии сделаем с вами снегирей. У нас уже есть с вами некоторые детали будущей птицы, осталось сделать крылья, раскрасить детали и доделать грудку. Нам понадобятся: шаблоны для крыльев, простой карандаш, гуашь чёрная, клей, ножницы, детали грудки. Давайте вспомним, как работать с ножницами: - не поднимаем остриём вверх, не балуемся с ножницами в руках, -сделал работу, отложи ножницы, - передаём ножницы, держа за острый конец... А теперь принимаемся за работу: 1.Сгибаем белый лист пополам, к сгибу прикладываем шаблон крыла, обводим, вырезаем по карандашной линии до сгиба. 2. Разворачиваем, получились крылья. Раскрашиваем их чёрной краской, оставляем сохнуть. 3.Туловище, которое мы сделали заранее, склеиваем. 4. Крылья высохли, и мы поместим их в надрез на туловище, а помпон-грудку помещаем в туловище. 5.Наш снегирь готов. Итог В.: Ребята, вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось? Может что-то не понравилось? Что нового вы узнали на занятии? О чём или о ком бы вы хотели ещё узнать, поговорить на следующих занятиях? Какую оценку вы можете поставить за занятие? (Ответы детей) Спасибо, ребята, мы отлично потрудились, вы молодцы! Не забывайте о птичках. На прогулке мы обязательно добавим корм в наши кормушки, а со своими родителями вы можете сделать кормушки дома и развесить на деревья или подвесить к окну. Ещё раз спасибо за занятие.
|