Конспект занятия «Нефть и ее свойства» для дошкольниов подготовительной группы. Цель: Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания . Задачи : Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира. Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему). Воспитывать самостоятельность и инициативность. Воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи.
Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения. Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с темами для исследований, карандаши, фломастеры, листочки бумаги, стаканчики с водой и нефтью; пипетки, трубочки, тарелочки, перья птиц , иллюстрации. Ход занятия. 1 . Сегодня мы с вами продолжаем изучать мир, будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово? Исследование – это значит получение новых знаний о том, что мы исследуем, изучаем. Дети кто хочет сегодня стать исследователем? (ответы детей). -Что же нам исследовать? В мире столько интересного .Посмотрите , какой необычный сундучок. Давайте заглянем в него .(Воспитатель достает фотографии , колбу с темной жидкостью). -Кто догадался, о чем пойдет речь? Правильно, мы будем исследовать нефть. А вы знаете как образовалась нефть? (Рассказ воспитателя о нефти) В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса, показ нефти в колбе). Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники . Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и свет они отдают людям. Недаром нефть служит отличным топливом. Кроме того, что нефть служит топливом, она является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нее парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, лак. Нефть - маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Рассматривание фотографий. -Как называется данное сооружение? Кто добывает нефть? (ответы детей) - Что делают нефтяники, с помощью нефтяной вышки? (бурят, добывают нефть) -Куда доставляется нефть? -В нашей Оренбургской области добывают нефть? Давайте рассмотрим карту и назовем места , где ведется добыча этого сырья. ( Оренбургский район , Бузулукский бор , Переволоцкий район). 2 .-Послушайте стихотворение в исполнении детей. Его работа не простая - Нефть добывать из-под земли. Без нефти мы, я точно знаю, Ступить и шагу б не могли. Из нефти делают бензин Для мотоциклов и машин. Из нефти делают дороги Куда ступают наши ноги. Представьте, и не только это Нам с вами нефть одна дала. Без нефти не было бы света, Без нефти не было б тепла. Автобусы тогда б не шли И самолеты б не летали, Когда б нефтяники не стали Нефть добывать из-под земли. - 0 людях, какой профессии говорится в стихотворении? 3 . Физминутка . Мы насосы, мы качки, наклоны вперед. Нефть качаем , мы качаем , приседание, руки вытянуты, И по трубам ,и по трубам наклоны в стороны, На заводы отправляем . наклоны в стороны,руки в стороны . 4 . - Д/игра «Что делают из нефти ? » Необходимо из заготовленного материала выбрать то , что сделано из нефти ( парафин , керосин , бензин , краска , стол , телефон , пластилин , молоток ,линолеум , краски , резина , цветок ) 5 . -Ребята, сейчас мы займемся опытом. Давайте пройдем в лабораторию , но прежде вспомним , как надо себя в лаборатории .(ответы детей ) Проведем ряд опытов с нефтью. -Проходите в лабораторию, надевайте белые халаты. -После каждого опыта мы будем делать вывод и выставлять опорную карточку . Опыт 1. Цвет нефти. На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод. Вывод: Нефть чёрного цвета. Выставляем карточку черного цвета . Опыт 2. Запах нефти. Вывод: Нефть имеет запах. Карточка, где изображен перечеркнутый нос. Опыт 3. Прозрачность. 2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки. В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему? В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет. Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет. Выставляется белая перечеркнутая карточка . Опыт 4. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды. 2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется. Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется. Карточка синего и черного цвета. Опыт 5 . Птицы и нефть. Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит. Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы. Карточка с перечеркнутой птицей. 6 .-Внимание ! Внимание ! Река в беде .По реке плывет пятно нефти , необходимо очистить реку , иначе погибнут… - Что случится , если мы не поможем ?( ответы детей ) -как будем чистить реку ? 7.Д/и « Хорошо- плохо». У детей красные и зеленые сигнальные карточки. Нефть дает тепло. Из нефти делают асфальт. Нефть губит растения. Из нефти делают бензин. Из-за нефти гибнут птицы. Из нефти делают лекарства. 8. Вывод: мы сегодня беседовали о нефти , проводили опыты , спасали реку , что вы узнали нового о нефти ? Воспитатель: Нефть - это природное богатство. Она приносит огромную пользу человечеству. Подготовила воспитатель МБДОУ №189 г.Оренбурга Клишина Валентина Викторовна.
|