Стадник Ирина Викторовна Воспитатель высшей категории СП "Детский сад "Сказка" ГБОУ гимназия №1 г.Похвистнево, Самарская область Люфт Екатерина Викторовна Воспитатель 1-ой категории СП "Детский сад "Сказка" ГБОУ гимназия #1 г.Похвистнево, Самарская область
Развитие познавательных и творческих способностей детей ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта: творческий. Продолжительность: недельный. Участники: логопед, воспитатели, родители, дети стар¬шей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Познание», « Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физкультура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд». Актуальность: дети с речевыми нарушениями в недос¬таточной степени имеют представление грибах, о том, где они растут, как размножаются и т. д.; не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный запас прилагательных и глаголов. Участие детей в проекте «Грибное царство» позволит максимально обогатить знания и представления о грибах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель: создать условия для развития познавательных и твор¬ческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Грибное царство». Задачи: • обогатить представление о грибах, произрастающих в регионе; (познание) • обогатить словарь за счет обозначения качеств (цвета, величины и т.д.);(коммуникация) • развивать связную речь через составление описательного рассказа о грибах;(коммуникация) • воспитывать бережное отношение ко всему живому. (социализация)
Основные направления реализации проекта: • НОД «В царстве грибов»; • домашнее задание для детей и родителей - совместное из¬готовление «чудесных» грибов из соленого теста с составлением описательного рассказа о своем грибе; • беседа с детьми «Грибы, какие они?».
Предварительная работа: • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Грибы»; • чтение сказки «Под грибом» В. Сутеев; • просмотр мультфильма «Под грибом»; • подвижные игры «За грибами в лес пойдем», «По грибочки»; • разучивание пальчиковой гимнастики «Грибы»; • загадывание загадок о грибах; • дидактические игры: «Съедобные – несъедобные грибы»; «Назови себя по цвету шапочки»; «Продолжи мое предложение»; «Что будет с грибами, если»; «Заштрихуй шляпку гриба»; «Выдели и запомни названия грибов»; •игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»; • разработка папки-передвижки «Грибы нашего леса». Обеспечение: • настольно-печатные игры, специальная методическая литература, • аудио- и видеозаписи по теме.
Предполагаемый р е з у л ь т а т Дети должны знать: • знать что грибы образуют, как растения и животные, царство живой природы; • какие бывают грибы, чем отличаются, где растут; • основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов; • что грибы размножаются спорами, а не семенами.
Дети должны уметь: • отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распространенные в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях; • обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особенности, выделять основные части; • узнавать по описанию; • составлять описательный рассказ с использова¬нием опорной схемы; • уметь с помощью природно-бросового материала, соленого теста совместно с родителями находить оригинальные решения в создании грибов Продукт проектной деятельности: изготовление грибов из соленого теста с составлением описательного рассказа о нем совместно с родителями
Презентация проекта: Развлечение «В гостях у Лесовичка». В группе появляется старичок-лесовичок, приглашает детей на прогулку в лес. Лесовичок: Здравствуйте ребята! Хочу пригласить вас на прогулку в лес. Осенний лес очень красив, посмотрите, сколько даров он нам приготовил! А вот и грибочки! Давайте мы с вами поиграем! Хотите? Превращаю вас в разные грибы! 1.Этюд «Мы - грибочки». Дети превращаются в разные грибы, опираясь на воображение или используются наглядные элементы отличительных признаков грибов. 2. Хороводная игра «За грибами в лес пойдем». (Дети проходят на стулья). Используется мелодия хоровода «По малину в лес пойдём». Дети поют и танцуют. За грибами в лес пойдём, Плясовую заведём. Припев: Солнышко во дворе, А в саду тропинка, Вкусная из грибов В пироге начинка. Ты, грибочек, не ленись, И ребяткам покажись. Припев. Мы грибочки соберём, Пирогов мы напечём. Припев. 3. Загадки о грибах. Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб)
Пока дети – каждый в берете. Повзрослели – шляпы надели. (Грибы)
Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой, под коричневою шляпкой, с бархатной подкладкой. (Боровик)
Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик)
Этот гриб красивый, красный, но поверьте, он – опасный. (Мухомор)
Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас… (Опята)
В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подружки, зовут их… (Волнушки)
Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие… (Маслятки)
В рыжих шапочках сестрички, называют их… (Лисички)
Очень к дождику привык пухлый, круглый… (Дождевик)
Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще, но найти меня не проще. (Подберёзовик)
Шляпку видно за версту, с гордостью её ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик)
Я как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор)
Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем, но обходят стороною меня чаще люди все. (Поганка)
Если знаешь нас, срезай, а не знаешь – оставляй. (Грибы) (Приглашает встать в круг) 4. Игра «Съедобный – несъедобный». (Дети проходят на стулья) Педагог по очереди бросает мяч детям, стоящим в круге, и называет гриб. Дети ловят мяч и отвечают, какой это гриб – съедобный или несъедобный. Если ребёнок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем педагог, бросая мяч, говорит слова «съедобный» или «несъедобный», А дети должны назвать конкретный гриб.
Лесовичок: Срочно ищем мы грибочки. Вы скорее их берите и в лукошко к нам кладите, И про них нам расскажите. Дети выходят, демонстрируют свои поделки и рассказывают о грибах (цвет, форма, величина, где произростают, что можно приготовить). Затем кладут свой гриб в лукошко. Сюрпризный момент. Лесовичок достает из своего лукошка «грибочки»-печенье и угощает детей.
Приложение Утренняя гимнастика «Отправляемся в царство грибов» Цели: -формировать знания детей о грибах, о том, где они растут (Познание) -формировать умение внимательно слушать текст (Коммуникация) -формировать умение синхронно с текстом выполнять разнообразные упражнения в игровом образе (Социализация) -двигаться ритмично в разном темпе, ориентируясь в пространстве (Физкультура)
По тропинке в лес пойдём, Много там грибов найдём. Топ-топ-топ – шагают ножки, Топ-топ-топ – идут по дорожке.
Наши ножки не устали, В лес быстрее побежали. До поляны добежали, У пенёчков сразу встали.
Разбредёмся кто куда. Не случилась бы беда! Далеко не уходите, А грибочки вы ищите. Приседайте, наклоняйтесь И набрать грибов старайтесь!
Вот лесной ручей бежит И куда-то всё спешит. Перепрыгнем мы его И не скажем ничего. Пусть бежит себе вперёд, За собою нас ведёт.
А теперь на мох ступаем, Мягко, мягко наступаем. Как по мягкому ковру, Ходим тихо мы в бору. А во мхе боровички, Чудо – дивные грибки! Мы присядем, мох раздвинем, Осторожно ножку вынем.
Бор закончился, гляди: Там берёзки впереди. В сарафанах круглый год Водят плавно хоровод.
В круг и вы скорей вставайте, Дружно песню запевайте. Песню пойте и смотрите, Подберёзовик ищите.
(Дети поют один куплет «Во поле берёза стояла»)
Весь березнячок прошли, Сколько там грибов нашли! На пути осинки ждут, Нас листочками зовут. Все осинки встали в ряд, Весело на нас глядят.
Вдруг из ряда разбежались И в колонну все собрались. Головой вокруг крути, Подосиновик ищи. Он с оранжевой головкой, Ты его не прогляди.
Много мы грибов набрали, А потом пересчитали: Один – лисичка, Два – свинушка, Три – опята, Четыре – чернушка, Пять – пузатый боровик, Шесть – малышка моховик, Семь – как шляпа, чёрный груздь, Восемь – я назад вернусь.
Игры с мячом «Съедобные – несъедобные грибы», «Назови себя по цвету шапочки»
Цели: -закрепить названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности (Познание) -упражнять в умении быстро реагировать на команду педагога, ловить мяч, не прижимая к груди (Физкультура) -развивать интерес к получению знаний в игровой форме (Социализация) -добиваться чёткого произношения в названиях грибов (Коммуникация)
Правила.
Педагог по очереди бросает мяч детям, стоящим в круге, и называет гриб. Дети ловят мяч и отвечают, какой это гриб – съедобный или несъедобный. Если ребёнок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем педагог, бросая мяч, говорит слова «съедобный» или «несъедобный», А дети должны назвать конкретный гриб. Аналогично проводится игра по цвету шапочки гриба. Перед игрой педагогу необходимо вспомнить с детьми, тот материал, на котором строится игра, поскольку в быту с грибами дети сталкиваются не так часто.
Опыты с губкой и водой
Цели: -формировать знания о том, что шляпка гриба пористая, а ножка волокнистая; уметь проверять теоретические знания на опыте, делая выводы о том, что пористое вещество быстро вбирает влагу и вредные вещества из воздуха и почвы (Познание) -формировать умение высказывать суждения и делать умозаключения (Коммуникация)
Наблюдение «Грибы на деревьях и зданиях»
Цели: -формировать представление о грибах, которые растут на деревьях и в сырых местах зданий (Познание) -развивать внимание, наблюдательность, умение быстро ориентироваться на участке (Социализация) -активизировать словарь по теме (Коммуникация) -формировать знания о вреде данных грибов (Безопасность)
Загадывание загадок о грибах Цели: -формировать умение выделять в загадке характерные признаки грибов, логически мыслить (Познание) -формировать умение объяснять, как отгадал загадку (Коммуникация)
Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб)
Пока дети – каждый в берете. Повзрослели – шляпы надели. (Грибы)
Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой, под коричневою шляпкой, с бархатной подкладкой. (Боровик)
Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик)
Этот гриб красивый, красный, но поверьте, он – опасный. (Мухомор)
Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас… (Опята)
В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подружки, зовут их… (Волнушки)
Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие… (Маслятки)
В рыжих шапочках сестрички, называют их… (Лисички)
Очень к дождику привык пухлый, круглый… (Дождевик)
Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще, но найти меня не проще. (Подберёзовик)
Шляпку видно за версту, с гордостью её ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик)
Я как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор)
Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем, но обходят стороною меня чаще люди все. (Поганка)
Если знаешь нас, срезай, а не знаешь – оставляй. (Грибы)
Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»
Цели: -продолжать приобщать детей к художественной литературе, знать содержание сказки. (Чтение художественной литературы) -формировать умение использовать пантомимическую и речевую выразительность для создания образа героя сказки (Коммуникация) -действовать совместно с партнёрами по сцене, вносить изменения в сценарий, проявлять сочинительское творчество (Социализация) -развивать двигательную активность (Физкультура)
Упражнение на развитие мелкой моторики «Заштрихуй шляпку гриба»
Цели: -закреплять знания цветов наиболее распространённых в данной местности грибов (Познание) -закреплять умение закрашивать шаблон ритмично, в одном направлении, без пропусков (Художественное творчество) -развивать мелкую моторику пальцев рук (Здоровье)
Упражнение на внимание «Выдели и запомни названия грибов»
Цели: -формировать умение внимательно слушать зарифмованный текст, выделять из него названия грибов (Коммуникация) -выбирать из картинок ту, на которой изображён названный гриб, выделять его части (Познание)
Педагог читает детям зарифмованный текст.
Подберёзовик стоит, Что-то грустный он на вид.
На него из-под осины Подосиновик глядит.
На поляне две подружки – Очень толстые свинушки.
С ними весело болтают Неразлучные волнушки.
Вот под ёлкою лисички Ярко-рыжие сестрички.
Рядом скользкие маслята,
На пеньке растут опята.
А во мху боровики, Всей семьёй здоровяки. Дружно рядышком сидят И в корзину не хотят.
Дидактические упражнения
«Продолжи моё предложение»
Цели: -закрепить знания детей о местах произрастания грибов (Познание) -формировать умение внимательно слушать предложение, заканчивать его, подбирая правильное название грибов (Коммуникация)
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.
В берёзовой роще растут…(подберёзовики) Под осинками растут…(подосиновики) В ельнике растут…(маслята) В смешанном лесу растут…(белые грибы) На старых пнях растут…(опята)
Предложения можно строить наоборот: «Подберёзовики растут…»
«Что будет с грибами, если…» Цели: -формировать умение устанавливать последовательность событий, выражать это в предложении (Коммуникация) -закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах (Безопасность)
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.
Что будет, если лето засушливое? Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей? Что будет, если осенью придут ранние заморозки? Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей? Что будет, если грибы долго не собирать? Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъедобных грибах? Что будет, если грибы плохо проварить? Что будет, если уничтожить все ложные и несъедобные грибы?
«От какого слова произошло название гриба?» Цели: -формировать умение объяснять происхождение названия грибов: лисички, маслята, волнушки, белый гриб, мухомор, сыроежки (Познание)
-развивать навык словообразования (Коммуникация)
|