Автор: Дубинина Оксана Николаевна старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детского сада комбинированного вида №82 г. Белгород
2СЛАЙД Я предлагая вам вылепить лист. И пока я говорю, вы занимаетесь этой работой. Лист любого дерева, кустарника, растения….Любого размера, любого цвета, любой формы, такой, какой бы вам хотелось подержать в руках в данный момент. Каждый из вас подошел к данному заданию используя все свое мастерство, креативность, фантазию…Поэтому все листы получились разные. И не факт, что следующий лист будет похож на предыдущий. Подобным образом мы подходим к работе с детьми. И от нашего мастерства зависит воспитание подрастающего поколения, всестороннее развитие личности ребенка.
Скачать презентацию
3СЛАЙД
Такие ситуации встречались каждому из вас. И зачастую, мы взрослые, считаем такие ситуации баловством, шалостью, непослушанием, а в большинстве случаев это ничто иное, как познание мира, исследование нового, ранее неизвестного, получение новой информации. Наблюдая за детьми возникла идея использовать природную потребность в исследовании окружающего мира для развития интеллекта дошкольника. 4 слайд Почему именно старшего дошкольного возраста? Старший дошкольник – будущий школьник. А в рамках программы «Новая школа» говорится о том, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что необходимо обновление способов и технологии работы с детьми. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое… Таким образом возникает необходимость в создании модели, обеспечивающей положительную динамику развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, в качестве такой модели, на мой взгляд может выступить детское исследование. 5 СЛАЙД - Когда начинается исследовательская деятельность? С самого рождения… 6 СЛАЙД Исследование ? в толковом словаре С. И. Ожегова – создание научной работы. Но о научной работе в дошкольном возрасте говорить неуместно. 7 СЛАЙД В наши дни вопросами детского исследования занимается Савенков Александр Ильич. Под исследованием он понимает – главный источник получения представлений о мире, основанный на умении ставить цели, планировать реализацию поставленных целей, реализовывать их на практике и умение преподносить полученную информацию, развитие творческой, интеллектуально развитой личности. 8 СЛАЙД Опыт работы по данной теме показываем, что метод детского исследования дает положительные результаты в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Одним из показателей результативности, является то, что мои воспитанники участники и победители конкурсов «Я –исследователь». 9 СЛАЙД Я думаю всем знакома детская игрушка – пирамида. Ее я взяла в качестве модели моего опыта. В основе пирамиды –детское исследование . Освоение умений и навыков исследовательского поиска формирует познавательные функции:
Память; Мышление; Внимание; Восприятие. речь С помощью таких звеньев строится пирамида - Вершина пирамиды – ИНТЕЛЛЕКТ .Интеллектуальное развитие дошкольника. Если мы научимся собирать звенья в правильном порядке, строить красивую и правильную пирамиду – научимся исследовать, то нам легко будет построить и большую пирамиду - в вершине которой интеллектуальное богатство личности.
Каждый день ребенок сталкивается с огромным количеством проблем… И именно проблема лежит в основе детского исследования. Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер-классе мы вместе будем учиться находить проблемы и пути их решения. Что же такое проблема? Проблема – это противоречия между существующей ситуацией и представление об идеальной ситуации, которые нужно решить. 10СЛАЙД
Так как исследование основано на поиске проблемы посмотрите на картинку, что вы видите? - Животные находятся в естественном состоянии? - Как вы думаете, что произошло? - Какая проблема напрашивается? 11 СЛАЙД А теперь мы с вами построим пирамиду. Основание пирамиды – определенная нами проблема. Озвучьте ее. Можно кратко зафиксировать, используя символы, заглавные буквы слов.Фиксируем! Проблема отражает тему проекта. Следующее звено пирамиды – тема. - Определите тему нашего исследования… Фиксируем! Следующее звено – Цель исследовательского проекта… Цель отражает тему проекта: Нам необходимо что-то выяснить, доказать… Фиксируем! Что нам необходимо выяснить по нашей проблеме? - Задачи – следующее звено пирамиды. А теперь подумайте, чтобы достичь поставленной цeли, что для этого нам предстоит сделать? Это будут наш задачи. Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: Изучить. Выяснить Установить… Фиксируем! Следующее звено – Гипотеза. Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом, которая может быть и совершенно невероятной, фантастической. Гипотезы – обычно начинаются словами: • предположим… • допустим… • возможно… • что, если… Фиксируем! Следующее звено - составление плана. Определите, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроите их по порядку. Я предлагаю вам такие методы: Звонок другу… Давайте с вами определим, какие нам необходимы для проведения исследования…и выстроим их в нужном порядке… Фиксируем! - Это и есть план нашего исследования… Следующее звено – непосредственно исследование, решение цели и задач, применение методов исследования для нахождения ответа на представленную проблему, сбор и систематизация материала, подготовка исследовательского проекта к презентации. Самый долгий, но очень интересный этап. Сегодня мы с вами, к сожалению не можем на нем остановиться, но тот кого заинтересовала представленная нами проблема может самостоятельно провести исследование, и рассказать о нем, тем самым выстроить пирамиду, в вершине которой будет - Презентация – витрина исследовательского проекта. То есть показать результат работы и свою компетентность. Использую данную пирамиду можно решить любую проблему. 12 СЛАЙД Для того, чтобы яснее увидеть достижения исследовательских работ детей и точнее наметить новые ориентиры использую данную тематическую систему, которую представила в виде цветка.. А теперь я вам предлагаю, придумать проблему, по тематике, указанной в ваших листах, а пока группа работает, мы с вами придумаем проблемы на оставшиеся темы . А теперь послушаем ваши проблемы. - Вот у каждого из вас уже намечена проблема для исследования. Поможет вам в проведении исследования - пирамида. А теперь я вас попрошу открыть конверты, которые лежат на столах и выбрать из имеющегося списка то слово, которое наиболее четко на ваш взгляд отражает суть мастер – класса и заполнить пустые слагаемые.
Закончить свое выступление хочу используя китайскую пословицу… Она гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Я очень надеюсь, что мастер - класс был не только интересном но и значимым для вас. Спасибо за внимание…
|