Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя Аникеевой Жанны Борисовны по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания старших дошкольников. Задачи: Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место. Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования. Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру. Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования. Раздаточный материал: ёмкости с водой; стакан, с прикреплённой на дне салфеткой.
Ход мастер-класса: I. Вводная часть. Представление опыта работы по теме «Детское экспериментирование в ДОУ» Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников. Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира. Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений. Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать". Средства: язык, речь, поисковые действия. Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций. Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Основное содержание экологических исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности. Пространственно - предметная среда должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию. В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей. Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки. Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка и размещаю на индивидуальном небольшом подносе. Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности. Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия. Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. II. Основная часть Практическое занятие. 1. Эксперимент: «Сухой из воды», мастер – класс. - Сегодня я хочу вас познакомить с проведением эксперимента «Сухой из воды». Будем определять, занимает ли воздух место? Для этого нам потребуется ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой. Ход работы. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он не видим и все же Без него мы жить не можем. - Но сначала скажите, может ли человек жить без воздуха? Почему? - Почему мы не можем увидеть воздух? - Как мы можем обнаружить, что воздух существует? - Что означает «выйти сухим из воды»? - Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? -Возможно ли это, давайте выясним. - Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая. - А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости. - Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан. - Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане). - А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? - Давайте попробуем. - И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла). III. Заключительная часть. Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Уважаемые коллеги! Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию природы!
|