Программное содержание: Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах. Учить детей классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); рельеф (гладкий, ровный, шероховатый, шершавый); температура (теплый, холодный, горячий); вес (лёгкий, тяжелый), цвет (серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д.), форма (круглые, овальные, треугольные, квадратные), место (речной, морской, горный). Закрепить представление детей об органах чувств, и их назначении: орган зрения - глаза помогают определить цвет, размер, форму предметов, материал; орган осязания - рука помогает определить структуру, форму, вес, температуру, размер предметов; орган слуха - уши помогают услышать различные звуки; орган обоняния - нос определяет различные запахи. Активизация словаря: коллекция, коллекционер, экспонаты.
Предварительная работа: Сбор различных камней для коллекции, рассматривание камней, иллюстраций из книг, энциклопедий. Организация музея камней в группе. Беседа с детьми о том, где можно встретить камни, где камни принесенные нашли. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение и обсуждение сказки П.П.Бажова "Каменный цветок", игры с пуговицами, ракушками. Ход: Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? Дети: Хорошее! Воспитатель: Даша, какое у тебя настроение по цвету? Арсений, какое у тебя настроение по цвету? Сережа, какое у тебя настроение по вкусу? Элина, какое у тебя настроение по вкусу? Аня, какое у тебя настроение по запаху? Артем, какое у тебя настроение по запаху? Воспитатель: Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений. -Ребята, а вы знаете, что такое коллекция? Коллекция - это систематизированное собирание, каких либо предметов. А коллекционирование- это целенаправленное собирание, собирательство каких либо предметов. Что можно коллекционировать? Дети: фантики, значки, книги, марки, значки, игрушки, магнитики, картины, оружие. Воспитатель: Кого называют коллекционерами? Да людей, которые что-то собирают. Ребята, а чтобы узнать о какой коллекции мы сегодня с вами будем говорить (на столе стоит большая коробка с камнями, покрытая салфеткой), нужно отгадать загадку: В серёжках у мамы огнём он горит. В пыли у дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий - в ладошке лежать. Тяжелый, большой - одному не поднять. Кто дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень) Воспитатель: Вы правильно догадались наши экспонаты сегодня - камни. -Ребята, а откуда у нас столько камней? Дети: Это мы собрали, принесли. Воспитатель: А где вы нашли такие камни? Дети: На море, на дороге, на речке, в горах. Воспитатель: Нас можно назвать коллекционерами? Дети: Да мы тоже коллекционеры. Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно камни и выберите себе любой. Подумайте, что вы можете о нём рассказать? Камни все одинаковые? Если затрудняетесь, можно взять в помощники карточку (модель обследования объекта) (Один ребёнок рассказывает, остальные дети слушают и задают уточняющие вопросы, если рассказывающий ребёнок о чём-то не сказал). госпитатель: Дети, скажите, какие помощники помогали нам рассматривать камни и определять признаки? Дети: Глаза помогли определить, цвет, размер, форму камней. Руки, помогли определить какие камни на ощупь по рельефу, форме, весу, температуре, помогли определить размер камней. А какие ещё органы чувств помогают нам обследовать объекты? Дети: Уши, нос, язык. (Воспитатель уточняет.) Физминутка. Вместе с мамой, вместе с папой Мы пойдем сейчас гулять! Будем в парке вдоль тропинки, чудо камни собирать. Вот камень круглый, словно мяч. А этот точно блин. Вот тот на зайчика похож А этот как дельфин. Мы чудо камни соберём И в детский садик отнесем. Воспитатель: Ребята, а удобно нашу коллекцию рассматривать? Почему? Дети: Потому что она хранится, лежит в одной коробке и некоторые камни не видно. Воспитатель: А что вы можете предложить? Дети: Разложить в разные коробочки, разделить, высыпать камни. Воспитатель: А как вы предлагаете разложить камни, как можно разделить камни, по каким признакам? Дети: Камни можно разложить по цвету, размеру, форме -Ребята, а по месту нахождения камни все одинаковые? -Камни были найдены в одном месте? А как нее можно разделить наши камни по месту нахождения? (речные, морские, горные) Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие коробочки я для вас приготовила. Коробочки разные или одинаковые? Разные коробочки, по какому признаку? А что у них одинаковое? Я вам предлагаю разложить в них камни. (Дemu раскладывают камешки по двум признакам, в
каждой коробочке разные камни).
Итог занятия (вопросы к детям):
Ребята, что вы сейчас делали?
Кому хочется рассказать о своей коллекции?
Кто такие коллекционеры?
Расскажи, какие бывают камни по признаку места? Какие помощники нам помогали рассказать о признаках камня? Ты собирала камни в коробочку, по каким признакам? Для чего нужны камни?
|