Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей в подготовительной к школе группе. "Сравнение воды и льда" Разработала: воспитатель 1 категории Гайнутдинова О.Б. Магнитогорск 2014г. Программное содержание 1 Развитие познавательных способностей. Закрепление знаний детей о зимних явлениях, свойствах льда, воды. Формировать умения находить общие признаки, выделяя различия. 2 Развитие связной речи. Учить делать правильные умозаключения. Формировать навыки доказательной речи. Воспитывать наблюдательность, память, интерес к явлениям природы.
Материал: Розетки со льдом, вода в прозрачных сосудах разной формы, оборудование для экспериментальной деятельности, мяч, кисточки, емкости для воды для каждого ребенка, краска синяя, снеговик. Предварительная работа: Наблюдение в природе за льдом, водой; чтение художественной литературы, знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, сказками. Ход занятия Воспитатель: Дети, отгадайте загадку: «Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила» Дети: Зима. Метель. Пурга. Воспитатель: Сегодня я приготовила лед, воду. Что-то вы о них знаете, что-то узнаете сегодня. Как вы думаете, почему в загадке так сказано: « Рыбам зиму жить тепло: Крыша толстое стекло»? Дети: Реки замерзают, покрываются льдом. Получается, что лед в водоеме, как крыша. Воспитатель: Вполне убедили, молодцы! Подойдите ко мне, возьмите лед, потрогайте, что можно сказать про него. 1. Какого цвета лед? 2. Потрогайте лед. Какой он? 3. Постучите кусочком льда, что можно сказать еще про него - твердый. Подумайте и скажите, используют ли люди в быту? Дети: Для охлаждения чего-либо. Лед накапливается в холодильнике. Лежат продукты и долго не портятся. Воспитатель: Вспомните хоккейную команду « Металлург». На чем они катаются? Что бывает, когда лед тает? Дети: Вода. Воспитатель: Давайте проверим. Опыт 1. Нагревание льда до образования воды. 1 Во что преобразуется лед при нагревании? 2 Можно ли сказать, что лед - твердая вода? 3 Где в природе можно увидеть твердую воду? (Ответы детей). Приглашаю детей за столы. Воспитатель: У меня для вас трудное задание, но я уверена, что вы с ним справитесь. Мы рассмотрели кусочки льда и помним, что лед – твердая вода. Какой формы кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в воду или положим на стол? Нет, он останется кубиком. А вода? Есть ли у воды конкретная форма? Чтобы это доказать, мы берем: Опыт 2. 4 сосуда различной формы. Наливаем воды из колбы в кувшин, затем в стакан, банку. -Есть ли у воды собственная форма? - От чего зависит форма? Воспитатель: Теперь предлагаю вспомнить сказки, в которых встречаются вода, лед (бросаю мяч). Если кто-то назвал вашу сказку, не огорчайтесь, можно повториться. Приглашаю детей за стол. Воспитатель: Слышите, что за шум? Посмотрим, кто-то к нам хочет зайти? Это Снеговик. Дети: Здравствуй, Снеговик! Воспитатель: Почему шумишь, кричишь, что случилось? Снеговик: Посмотрите на меня, неужели вы не видите? У меня нет пуговиц. Пока я ходил в разные страны с Дедом Морозом, раздавал подарки, нас встречали пурга, метель, вьюга, и я их потерял. Не знаю, что делать. Может быть поможете? Воспитатель: Дети, поможем? Дети:Да! Воспитатель: Но ведь у нас нет угольков. Как тебе помочь? А если нам с вами вместо угольков сделать пуговицы изо льда? Снеговик: Но я хочу цветные льдинки, чтобы было красивее. Воспитатель: Посмотрите и скажите, как сделать цветным лед. У меня на столе лежат краски, кисточка,вода (ответы детей). Я вам помогу, берем мензурочки, кисточки, добавляем в воду краску, размешиваем и наливаем в форму. Доволен Снеговик? Снеговик: Доволен. А теперь давайте с вами назовем предметы и явления, которые бывают только горячими и холодными (ответы детей). Молодцы, у вас все так интересно (стук в дверь, заносят разнос со льдом). Ой, какие красивые. Я покажу, как их сделать своим друзьям, напомните мне дети, как вы их делали. А это вам от меня. Угощение, поощрение детей.
|