Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» |
Познание | |||
Автор: Шабанова Ирина Васильевна | |||
22.05.2016 16:29 | |||
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 «Почемучка» Составила: Шабанова Ирина Васильевна, воспитатель Старый Оскол, 2016 г. Цель: Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способах его обнаружения. Задачи:
Виды детской деятельности: игровая, поисковая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, коктейльные трубочки и пластмассовые стаканчики с водой на каждого ребёнка, 5 баночек с крышками, долька апельсина, долька лимона, долька чеснока, ватка, духи, веера на каждого ребенка, Действующие лица: Воспитатель, дети. Ход: Воспитатель – Ребята, как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он стал какой- то грустный, маленький. Дети: Он сдулся. Воспитатель: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? Дети: — Надо его посильнее надуть. Воспитатель: — Правда? Сейчас я его надую. Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри? Дети: — Воздух. Воспитатель — Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! - А вы видите воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Что нужно сделать чтобы увидеть воздух? Дети: Поймать воздух Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Воспитатель: А как можно поймать воздух? Дети: С помощью пакета Воспитатель: Хотите я научу ловить воздух. (Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух) -Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? Дети: Ничего Воспитатель: Давайте его сомнем. -Посмотрите он легко мнется, почему? Дети: В пакете нет воздуха, поэтому мы можем его легко сжать Воспитатель: Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. -Что в пакете? Дети: Воздух Воспитатель: Как вы думаете, на что стал похож пакет? Дети: Шарик Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? Дети: В нем воздух ( Воспитатель: Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг) Воспитатель: Какой же вывод ребята? Дети. Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. Воспитатель: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? Дети: Видим Воспитатель: Если мы видим свою руку, значит воздух какой? Дети: Прозрачный Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Дети: Воздух прозрачный Воспитатель: Я теперь знаю, что воздух есть вокруг нас. А вот интересно есть ли воздух внутри нас? Дети: Да. Воспитатель А как это можно доказать? Дети: Можно подуть в воду через трубочку Воспитатель: У вас на столе стоят стаканы с водой, возьмите трубочку, опустите в стакан и подуйте в неё. Воспитатель Что это происходит? Дети: Это пузырьки воздуха, Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и выходит. Для того, чтобы ещё раз увидеть, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку. Получаются пузырьки, т. е. выходит воздух. Воспитатель: Ребята вы такие молодцы, столько много знаете о воздухе. А вот интересно, умеет воздух двигаться или он неподвижен? Как нам это узнать? Дети: С помощью веера, бумаги, ладони. Воспитатель: А как можно проверить с помощью веера, что воздух подвижный Дети: нужно помахать на себя веером Воспитатель: Возьмите со стола веер и помашите на себя. Воспитатель: Что мы доказали этим опытом? Дети: Что воздух подвижный Воспитатель: Еще раз помашите веером и скажите что вы почувствовали? Дети: Ветерок Воспитатель: А какой он ветерок? Дети: Холодный Воспитатель: (подносит ладонь ко рту и слегка дует) Ой ничего не пойму, что это? Попробуйте и вы. Что почувствовали? Дети: Ветерок Воспитатель: А какой он? Дети: Теплый ветер Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Дети: Воздух бывает холодным, теплым и горячим. Воспитатель: Как вы думаете, где бывает теплый ветер? Дети: Ветер бывает теплый около печки, костра, если включить фен Воспитатель Размахивая веером, мы приводим воздух в движение, которое мы ощущаем. А как называется движение воздуха? Дети: Ветер. Воспитатель: Что-то я устала немного. Что нужно сделать, чтобы немного отдохнуть? Дети: Провести физминутку Воспитатель. Ребята а давайте мы с вами немного отдохнем? Физминутка «Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише-тише Деревцо все выше, выше»» Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух пахнет? Дети: Нет. Воспитатель: А как это узнать? Дети: провести еще один эксперимент Воспитатель: Сейчас мы это проверим. У меня на столе стоит 4 баночки. В них что-то есть. Сейчас мы это и узнаем. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет. Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Саша ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Дети: В одной баночке ничего не лежало. Воспитатель: Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод? Дети: Воздух не имеет запаха, пахнут предметы. Воспитатель: Мы так много знаем о воздухе. Давайте поиграем в игру «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг, будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что вы знаете о воздухе. Воспитатель: Молодцы ребята! Мне с вами было так интересно. А вам понравилось со мной? Я вам подарю волшебные шарики с воздухом. А поскольку сегодня праздник «шаров», давайте потанцуем с шариками.
|