Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: «Великий невидимка-воздух». |
Познание | |||
Автор: Гасанова Лейла Шихгайибовна | |||
08.11.2016 19:20 | |||
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: «Великий невидимка-воздух». Воспитатель: Гасанова Л.Ш. Программное содержание.
Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде, ветре; наблюдения, слушание А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю.Ефремова, «Ветер» М.Исаковского.
Словарная работа: лаборатория, учёные, невидимый, прозрачный, бесцветный, бриз, шторм, ураган. Материал на каждого ребёнка: камень, стакан с водой, коктельная трубочка, пакет, киндеры с разными запахами (духи, лимон, лук, апельсин, чеснок), воздушный шарик, духовые музыкальные инструменты. Демонстрационный материал: стакан с водой, трубочка, ёмкость с водой, кораблик, карточки с символами, пустой стакан. ХОД ЗАНЯТИЯ. Дети заходят в группу становятся полукругом. Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (Дети здороваются). - Сегодня, я шла в детский сад. Подхожу к забору и вижу: калитка то открывается, то закрывается... Подхожу поближе: никого нет. А калитка всё равно — то откроется, то закроется. Кто же её открывал? (ветер) - А что такое ветер? (Движение воздуха) - А в помещении детского сада есть воздух? (Да). - Скажите, что такое воздух? (Воздух это то, чем мы дышим). - А где есть воздух? (Везде) - Можно ли жить без воздуха? (ответы детей) - Почему? (ответы детей). Давайте проверим. — Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно. Какое у вас было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (Чтобы дышать). Страшно даже подумать, что было бы, если воздух исчез. Без воздуха мы просто погибнем. Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна. - Чтобы как можно больше узнать о свойствах воздуха, давайте превратимся в учёных. Но, сначала послушайте и запомните правила безопасного поведения при экспериментировании:
Вокруг себя повернись и в исследователей превратись. Давайте отправимся в лабораторию. Подойдите к столу. ОПЫТ №1. - Возьмите в руку камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей — твёрдый). Камень — это твёрдый. А можно взять воздух в руки и сжать его? (Ответы детей) - Значит можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ТВЕРДЫЙ - Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). Что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух, может течь, переливаться? (ответы детей. Нет). - Значит можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ЖИДКОСТЬ. - Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойство воздуха мы откроем? ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ВКУСА. - А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (ничего) Пахнет ли чем-нибудь воздух? Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАПАХА НЕ ИМЕЕТ. -Предлагаю вам провести эксперимент. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. Дети: у меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д. - Чем может пахнуть воздух? (Свежестью после дождя, едой, которая готовится на кухне, дымом, если горит костёр, духами и т.д.) Вывод: АБСОЛЮТНО ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ ЗАПАХА НЕ ИМЕЕТ, ЗАПАХ ЕМУ ПРИДАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ ЕГО ВЕЩЕСТВА. - Итак, что же запомнили наши ученые: что воздух не твёрдый. Воздух не течёт и не льётся. Значит он не жидкость. А для чего нам нужен воздух? ДЫШАТЬ. Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. ОПЫТ №2. Дыхательная гимнастика. На 1- Вдохните воздух носом, на 2,3, 4- выдохните через рот, губы вытяните трубочкой (2р.) - Когда вы вдыхаете, вы видите, сколько вы вдохнули воздуха, а сколько выдохнули? А почему не увидели? А хотите увидеть? (да) - Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец коктельной трубочки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (Пузырьки воздуха). Как они там появились? ВЫВОД: Пузырьки в воде, что это такое???? - Как ещё мы можем обнаружить воздух? Продолжим наши опыты. ОПЫТ №3. Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей). Делаем вывод. Что в пакете? Какого цвета воздух? Что надо сделать, чтобы поймать воздух? ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ВОЗДУХ, ЕГО НАДО ПОЙМАТЬ И ПОМЕСТИТЬ В ОБОЛОЧКУ. Предлагаю вам немного размяться: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Осторожно ветер за калитку вышел, (Руки вверх, махи руками вправо- влево) Сесть на свои места. Можно ли воздух услышать? (Фонограмма) ОПЫТ № 5. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (В шаре). Чтобы услышать воздух, спустите шарик. Что происходит? (Воздух выходит из шара и слышно шипение воздуха). Возьмите музыкальные инструменты, подуйте в них. Что мы слышим? (Звук). Вывод: ЗВУК ВОЗНИКАЕТ, КОГДА ВОЗДУХ ДРОЖИТ (КОЛЕБЛЕТСЯ), И ТОГДА МЫ МОЖЕМ ЕГО УСЛЫШАТЬ. ОПЫТ № 6. ЗАПУСКАНИЕ КОРАБЛИКОВ. Посмотрите, что у меня в руке? (Лодочка) Чтобы лодочка поплыла, что нам нужно сделать? (опустить в воду и подуть). Подуйте. Что происходит с лодочкой? (Мы подули, воздух стал перемещаться, и лодочка поплыла). Правильно, ветер это движение воздуха. А что ещё благодаря воздуху может плыть? (облака). Посмотрите на воду (Волны) Если на море лёгкий ветер – это бриз, если ветер сильнее это шторм, а если очень сильный – ураган. - Вот сколько интересного вы узнали о воздухе. Так Что же такое ВОЗДУХ? (Закрепляем по схеме). Дети: У Воздуха нет цвета, вкуса, запаха.
-Предлагаю вам дома рассказать про нового знакомого невидимку и поиграть с воздухом: надувать шарики, пускать кораблики и самолётики в небо.
|