Цель: использование коллекции, как одно из средств воспитания любви к родному краю
Задачи: 1.Познакомить детей с коллекцией камней и изделий из Уральского камня 2.Расширить знания детей о разнообразии и красоте Уральских камней 3.Развивать познавательную активность детей 4.Активизировать в речи ребенка, 5. Развивать творческие способности детей
Оборудование: - коллекция камней - ящик ощущений - выставка изделий из камня - лупы - стеки - дощечки - тарелочки - разноцветные камушки - картонная основа с пластилином Ход занятия - Меня зовут Ирина Ивановна, я пришла к вам из детского сада №21,чтобы познакомиться с вами, узнать о вас. Я вижу у вас много игрушек, значит, вы любите играть? Вижу много цветов, попугая, значит вы любите природу? - Что тебе, нравиться делать? - А тебе? -Чем ты увлекаешься? - Какое твоё любимое занятие? - Какие разные у вас увлечения! А моё увлечение – это … коллекционирование. - Вы, знаете, что это такое? - Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов. С одной из своих коллекций я хочу вас сегодня познакомить. Вы не против? - А может кто-то сумеет сам на ощупь определить что - там? Главное условие: не доставать предмет, не называть его, а описать. Остальные ребята по описанию отгадают с коллекцией чего, я вас хочу познакомить. Всуньте руки в рукава и обследуйте предмет, но не называйте его. Расскажите, о нём: он твердый или мягкий, тяжёлый или легкий, холодный или теплый, какая у него поверхность? - Что там? (камни) - Так с коллекцией чего вас я хочу познакомить? (с коллекцией камней) - Полюбуйтесь – это богатство наших Уральских гор. Собрать эту коллекцию мне помогла любовь и интерес к родному городу! Люди настоящие мастера каменного дела научились видеть особенности камня, его красоту и сумели найти камню свое предназначение. - Попробуем быть мастерами каменных дел? - А для этого камни нужно рассмотреть, изучить, а поможет нам в этом моя коллекция. Выберите понравившийся камень из моей коллекции и попробуйте узнать о нем как можно больше - здесь вы найдете для себя всё необходимое. Рассмотрите камни потрогайте, погладьте. -Рассмотрите камни в лупу, расскажите, что видите (трещины, узоры, кристаллики) - А по твердости, они какие? (твердые) - Собирая свою коллекцию, я узнала, что не все камни одинаково твёрдые… - Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать) - Итак: изучив камень, что ты узнал о нём? (он светлый, блестящий, твёрдый) - Собирая коллекцию, я узнала, что твой камень называется Ангидрит, вот какое сложное название, а в народе его называют Ледяной гипс. - Родонит – «орлиный камень» на Руси считалось, что если положить кусочек родонита в колыбель ребёнка, он вырастит здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл. - Яшма – «пёстрый», этот камень бывает разных цветов, зелёного, белого, коричневого цвета. На Урале камень-яшма всегда считался символом верной дружбы. - Малахит – называют русским камнем. - Змеевик – как ты думаешь, почему его так назвали? (он своей окраской похож на змею) - Селенит – это камень, которым мы с вами можем гордиться, так как его добывают только у нас в Кунгуре. - Все камни разные они отличаются по цвету, форме, величине и даже по твердости. Вот, какую красоту создала природа нашего края. - Камни мы рассматривали и изучали для чего? (чтобы стать мастерами каменного дела) -Как мастера - каменных дел использовали красоту и особенности камня в своих работах? - Что можно сделать из твоего камня? - Наша Кунгурская земля славится своими мастерами по камню, и я приглашаю вас полюбоваться изделиями наших уральских мастеров, а коллекция поможет нам узнать, из какого камня они сделаны. - Не забывайте правила поведения на выставке… - Кто помнит правила поведения на выставке? (встать так, чтобы всем было видно, не толкаться, изделия рассматриваем глазами)
- Одни мастера из камня изготавливали различные фигурки, какой камень они для этого использовали? (мягкий селенит) - Другие красоту камня использовали в украшениях (бусы…) - Что на выставке сделано из малахита? (шкатулка) - Есть мастера, которые использовали яркие цвета камня и создали прекрасные картины. - Для чего люди изготавливают все это? - Это всё работа Кунгурских мастеров, а камни из коллекции - это богатство Уральской земли. - Ребята, а мы с вами сможем сейчас из камня сделать такую шкатулку или вырезать рыбку, цветок? (нет) - Почему? (у нас нет инструментов, этому нужно учиться) - Правильно, ребята, но у меня есть мелкие цветные камни, что мы можем сделать из них, чтобы почувствовать себя мастерами каменных дел (выложить картину) - Замечательное предложение. - Чтобы создать картину, сначала нужно её задумать, что будете делать пейзаж или выкладывать узор. Закройте глаза и мысленно представьте свою будущую картину. - Что ты задумал? - Что тебе для этого необходимо? (основа картины, камни) Присаживайтесь за столы и можете приступать к работе. - Удалось ли вам почувствовать себя мастерами каменного дела? (да, у нас получились картины из камня) - Как вам в этом помогла моя коллекция? Что мы делали, прежде чем стать мастерами? (мы рассмотрели камни, узнали о них и что из них делают) - Что вы сделаете со своей картиной? (подарю маме, повешу на стенку для красоты, унесу домой) - Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить вам камни, о которых мы сегодня не говорили. Но это тоже дары нашей Уральской природы. Если они станут началом вашей коллекции, я буду очень рада, ведь коллекция - это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе нашего края.
Конспект занятия Пичкалевой И. И. воспитателя 1 кв. категории МОУ «Начальная школа - детский сад №21»
|