На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.). Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникланеобходимостьработы над проектом «Волшебная астрономия». Перед нами возникла проблема: Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Цель проекта: Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Объект изучения сталнеизведанный для нас мир Вселенной. Гипотеза: Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут является источником познания и умственного развития дошкольников. Участники проекта: -дети старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР- детского сада N75 -педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников и педагог-организатор по экологическому воспитанию дошкольников -воспитатели старших групп -родители детей. Каковы же условия, которые помогли успешно реализовать данный проект?
Этапы работы над проектом 1 этап работы – подготовительный 1.1.Создание развивающей среды Работа над проектом началась с создания развивающей среды. В 2008 году была создана планетарная комната «Волшебная астрономия». Функции кабинета: Кабинет «Волшебная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. В планетарной комнате дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают об изучении космоса человеком, больше узнают о нашей планете Земля и ее спутнике. Развивающая среда кабинета: модель Солнечной системы, карта созвездий, фотовыставка «Космос», выставка детских работ «Звездная фантазия», подобрана детская и методическая литература по теме «Космос», приобретены дидактические и развивающие игры и пособия, созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Солнышко». Была произведена паспортизация кабинета. Фотовыставка Выставка детских работ Макет Солнечной системы Карта созвездий Мини-музей «Космос будущего» 1.2. Составление перспективного плана проекта
Работа с детьми
|
Формы
|
тема
|
Место проведения
|
количество
|
1.Экскурсии
|
Аудиовизуальные программы
|
Костромской областной планетарий
|
4 раза в год
|
2.Наблюдения
|
Согласно плану
|
Территория детского сада
|
систематически
|
3.Занятия кружка
|
Согласно плану кружка «Волшебная астрономия»
|
Планетарная комната
|
1 раз в неделю
|
4.Занятия по познавательному развитию (по теме)
|
Согласно плану воспитателей
|
Планетарная комната, групповая комната
|
1 раз в месяц
|
5.Сюжетно-ролевые игры
|
Тема «Космос»
|
Групповая комната
|
систематически
|
6.Праздники
|
«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)
|
Музыкальный зал
|
апрель
|
7.Развлечения
|
По плану кружка «Юный астроном» «Земля наш дом» «На планете веселых животных» «Исследования новой планеты»
|
Планетарная комната
|
1 раз в квартал
|
Работа с родителями
|
8.Консультации
|
«Изучаем астрономию вместе с детьми»
|
Родительские уголки
|
1 раз в квартал
|
9.Открытое занятие кружка
|
по теме занятия
|
Планетарная комната
|
Январь, май
|
10.Дни открытых дверей
|
«В гости в «Волшебную астрономию»
|
Планетарная комната
|
1 раз год
|
11.Праздники
|
«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)
|
Музыкальный зал
|
апрель
|
12.Экскурсия
|
«Жизнь космонавта»
|
Музей В.Н.Терешковой в Ярославской области
|
1 раз в год
|
13.Выставки, конкурсы
|
День космонавтики
|
Выставочный зал ДОУ
|
1 раз в год
|
Работа с воспитателями
|
14.Консультации
|
«Как познакомить дошкольника с наукой астрономия»
|
Методический кабинет
|
1 раз
|
15.Мастер класс
|
«Опыты и эксперименты на тему «Космос»»
|
Планетарная комната
|
1 раз
|
15.Смотр конкурс макетов
|
«Солнышко»
|
Мини-музей в планетарной комнате
|
1 раз в год
|
16.Беседы
|
«Познавательные странички»
|
Методический кабинет
|
систематически
|
17.Работа библиотеки
|
Литература по теме
|
Методический кабинет
|
систематически
|
2 этап работы – практический Практический этап работы складывается из ряда направлений:
- работа воспитателей с детьми;
- работа педагога – организатора по интеллектуальному развитию в кружке «Волшебная астрономия»;
- взаимодействие с родителями и социумом.
Результаты проекта Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников. По итогам анкетирования воспитателей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции. Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей. Ресурсы: Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание планетарной комнаты, методическая работа с воспитателями, родителями. Научно-методические: Введение в науку «Астрономия».Методические рекомендации к блоку познавательное развитие. КОИПКРО, Кострома 2002. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил. Кадровые: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников, воспитатели, дети, родители дошкольников.
Автор: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников МДОУ ЦРР-детского сада N75 города Костромы, Наталия Юрьевна Лебедева.
|