Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Как в старину хлеб выращивали» |
Познание | |||
Автор: Закутняя Наталья Александровна | |||
24.04.2015 06:26 | |||
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Как в старину хлеб выращивали» Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Закутняя Наталья Александровна Цели: закрепить представление детей о труде хлеборобов в наше время. Дать знания о последовательности выращивания растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Дать детям представление о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательность трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Развивать мышление, умение устанавливать логические связи. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа. Активизировать слова: прилагательные – теплый, душистый, ржаной; существительные – серп, цепа, хлебобулочные изделия.
Материал: колоски пшеницы, ржи, хлеб черный, белый, хлебобулочные изделия. Слайды с изображением поля и различных работ в поле; слайды с изображением крестьянина – пахаря, крестьянина – сеятеля, крестьянская семья в поле; карточки с изображение последовательности роста пшеницы на каждого ребенка –для игры «Что сначала, что потом» изготовленные своими руками. Мультимедийная установка. Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе. Чтение стихов о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе, чтение рассказов М.Глинский «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Сравнение ржаного и пшеничного хлеба по цвету, форме, вкусу. ХодНОД. -Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня с вами будем беседовать. Отгадать легко и быстро Без него плохой обед, -Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пушистый, душистый, черный, белый, бывает подгорелый). -Сегодня мы поговорим о том, как выращивают хлеб. О людях, которые его выращивают, что помогает человека его выращивать в наши дни и в старину. –А кто знает, из чего пекут хлеб? (из муки). -А из чего получают муку? (из зерна пшеницы и ржи). -А чтобы было много хлеба, нужно много муки, и поэтому нужно вырастить очень много пшеницы. Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешки удобно добывать пищу. Вот люди и вскапывают, рыхлят землю для растений. Но чтобы получить много зерна, засевают огромное поле, (Слайд изображения поля). -Что же помогает человеку эти поля вскапывать и рыхлить? (техника). Показ слайдов с изображением полевых работ (на поле трактор с плугом, сеялкой и бороной, вокруг вспаханная земля). -Что это? (Это трактор). -Кто работает на тракторе? (тракторист). -Что делает трактор? (пашет). -Зачем? (чтобы земля была мягкая). -Что здесь делает трактор, что он везет за собой? (сеялку). Посеяли зерно пшеницы в землю. -Ребята, а что необходимо для жизни роста растений? (солнце, вода, тепло). Все лето созревали зерна в колосьях. (показ слайда поля с полосьями пшеницы). Но вот зерна созрели, и на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? (комбайнер). -Какую работу выполняет комбайн? Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины (слайд) А машины везут зерна на элеватор это — это склад большой, где зерно сушат и хранят (слайд). -Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобы. Физкультминутка «Колосок растет» -А сейчас я вам расскажу, как в старину, раньше выращивали хлеб, когда не было техники. -Перед началом полевых работ люди мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в поле земле – матушке, просили о богатом урожае. В начале землю пахали деревянным плугом. Который тащила лошадка, ее погонял мужик (показ слайда). Затем с лукошком на груди выходили в поле сеяльщики. В лукошке лежали семена пшеницы или ржи. Вот идет мужик по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна слева направо. Посеял. (Слайд) А чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем: Дождик, дождик, поливай, Дождик, дождик, поливай- В огороде будет лук, бобы. Ну, что ж, выросла пшеница. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали жнецы в руки серпы и шли в поле (Слайд). Срезали серпом колосья и собирали их в снопы (Слайд). В народе говорят «Хлеб в колосу, пора жать полосу». Потом колосья нужно еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу – ручное орудие для молотьбы, били по колосьям и зерно из них высыпалось. (Слайд). Затем зерна собирали и просевали от мусора, и лошадка везла мешки с зерном на мельницу, там мололи зерно, и получалась мука. (Слайд). Из муки пекли в печи хлеб. (Слайд) Игра «Что сначала, что потом» Дети последовательно раскладывают карточки (зерно на пашне, росток, колосок, зерно, мука, хлеб), и объясняют. - Народ сложил много пословиц о хлебе: Без печи холодно, без хлеба – голодно. Объяснение значение каждой пословицы - Ребята, как много надо трудиться, чтобы у всех был хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом. Не бери больше, чем можешь съесть. Не кроши хлеб за столом. Никогда не выбрасывай хлеб. Крошки отдай птичкам. - Хлеб растет не для объедков, от зори и до зори Говорят в народе метко: «Съесть не можешь, не бери!» Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. - А что можно испечь из муки? (Дети перечисляют, я добавляю) Рассматриваем выставку хлебобулочных изделий. Чаепитие, угощаем хлебобулочными изделиями детей других групп.
|