ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Познание | |||
Автор: Борисова Наталья Дмитриевна | |||
24.04.2015 22:09 | |||
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, при- К.Е. Тимирязев. Консультация для педагогов подготовила старший воспитатель Борисова Н.Д. ГБОУ «Школа № 998» ДО № 8
Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. А что означает слово эксперимент. Это слово произошло от греческого experimentum, что означает проба, опыт. Современный словарь иностранных слов содержит определение: эксперимент — это
учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;
Детское экспериментирование — это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное. Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Поисково-познавательная деятельность предполагает решение следующих задач:
самостоятельности. В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
Для активизации процесса экспериментирования можно задать проблемные вопросы:
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования — способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:
Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по трем взаимосвязанным направлениям:
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах:
Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения гипотезы. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности. Литература:
|