Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий НОД «Воздух – волшебник».
Познание
Автор: Костюковская Елена Петровна   
02.10.2021 07:36

Сценарий НОД «Воздух – волшебник».Сценарий НОД «Воздух – волшебник».

Воспитатель: Костюковская Елена Петровна Московская область, г.о. Краснознаменск. МБОУ Гимназия №1

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

  • обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха
  • познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха
  • развивать навыки проведения опытов
  • расширять и активизировать словарь детей
  • поощрять выдвижение гипотез
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта
  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

Предварительная работа:

  • беседы об осени
  • беседы о лесных животных
  • рассматривание сказочных и реальных иллюстраций с изображением лисы
  • знакомство с водой, её свойствами
  • проведение опытной деятельности.

Гипотезы:

  • воздух постоянно нас окружает
  • способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку
  • воздух легче воды
  • воздух есть внутри предметов; воздух есть внутри людей
  • без воздуха не возможна жизнь
  • воздух не имеет запаха, но может передавать запах
  • ветер — движение воздуха.

Оборудование:

  • полиэтиленовые пакеты (по количеству детей)
  • надувная игрушка
  • контейнер (пластиковый, прозрачный) 1 шт.
  • стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей
  • корзина 1 шт.
  • подносы 5 шт.
  • чеснок, чеснокодавилка
  • веера бумажные по количеству детей
  • мыльные пузыри (по количеству детей).

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте вспомним, ребята, какой сейчас время года?

Дети: осень.

Воспитатель: молодцы. Что осенью происходит с природой?

Дети: листочки желтеют и опадают, идут дожди, дует ветер.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие в сказочный осенний лес и подышать там свежим осенним воздухом.

Дети становятся в круг и кружатся вокруг себя…

Воспитатель: Готовы? Крибли, крабле, бумс!!!

Посмотрите какие красивые, осенние листочки. Красненькие, желтенькие, оранжевые.

Какой чудесный лес. Здесь много деревьев, тайн и сюрпризов. А ещё в лесу есть то, что нам необходимо постоянно, каждую секунду нашей жизни. Вы поймете, о чем я говорю, когда отгадаете мою загадку:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

В группу вбегает Лиса.

Лиса: Ну, здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, кто это?

Дети: Это Лиса.

Воспитатель: Привольно, ребята. Лисонька, мы с ребятами отправились на прогулку в осенний лес, чтобы подышать свежим осенним воздухом.

Лиса: Воздухом? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный.

Воспитатель: Верно! Воздух имеет цвет?

Дети: нет!

Воспитатель: Верно, он бесцветный. Воздух имеет запах?

Дети: нет!

Воспитатель: Верно! Воздух прозрачный, бесцветный и не имеет запаха.

Лиса: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Есть, Лисонька, сейчас мы это тебе докажем. Ребята, хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Пойманный воздух».

Воспитатель: Ребята, вставайте друг за другом и змейкой отправимся на первую (желтую) осеннюю полянку. Посмотрите, на первой полянке стоит стол, давайте к нему подойдем. На столе корзина, посмотрим, что в ней?

Дети: Да!

Воспитатель: В корзине полиэтиленовые пакеты. Возьмите по одному. Посмотрите, что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь попробуйте набирать в пакет воздух и держать его рукой. Пакет полон воздуха. На что он похож?

Дети: Он похож на подушку, шарик.

Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Видишь, Лисонька?

Лиса: Вот это чудеса!

Воспитатель: Теперь разожмём ладошку выпустим из пакета воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Лиса: Волшебство!

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И вы смогли это сделать! Вы молодцы! Поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Лиса: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На полянке дети играли надувным мячом!

Воспитатель: Правильно Лисонька. Ребята, а что ещё надувают воздухом.

Дети: Нарукавники! Спасательный круг!

Опыт 2. «Надувная игрушка».

Воспитатель: Ребята, пора отправляться дальше, вставайте друг за другом и змейкой отправляемся на вторую полянку. На второй полянке тоже стол. Что же на нем стоит? Помогите мне поднять салфетку. Это контейнер с водой и надувная игрушка. Воздух легче воды! И если внутри игрушки воздух, то она, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Поместим в контейнер с водой надувную игрушку, чтобы она легла на поверхность воды. Наблюдаем за тем, как игрушка качается на воде. Подуем на нее и наблюдаем за тем, как игрушка плывет. Ребята, почему игрушка не тонет?

Дети: Потому что она наполнена воздухом.

Лиса: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать?

Дети: Да!

Лиса: Вот вы считаете, что воздух есть в этой игрушке, а я вам не верю! Докажите!

Опыт 3. «Воздушный пузыри».

Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Открываем клапан и выпускаем воздух из игрушки в воду.) Ребята, что вы видите в воде?

Дети: Из игрушки выходят пузыри.

Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?

Дети: Воздух!

Опыт 4. «Воздух в человеке».

Воспитатель: Отправляемся дальше, становимся друг за другом и змейкой переходим на следующую полянку.

Посмотрите, ребята, вот стоят столы, на них что-то спрятано. Давайте посмотрим, что под салфеткой? Стаканчики с водой и трубочки.

Возьмите каждый по одной трубочке и одному стаканчику. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Лиса: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 5. «Воздух переносит запахи».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Лиса: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Лисонка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 6. «Не дышу»

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Опыт 7. «Ветер».

Воспитатель: Лиса, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер и развеять этот сильный запах?

Дети: Да.

Воспитатель: Нам понадобятся веера, Лисонька, помоги раздать их ребятам.

Возьмите веер в руки. Давайте попробуем устроить ветер с помощью него! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок.

Лиса: Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Верно! Ветерок, это воздух, который движется. Он уносит за собой запахи. А теперь положим веера на место и немножко поиграем. Поиграешь с нами, Лисонька?

Лиса: с удовольствием!

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы осенние листочки? Повторяйте за мной.

Физкультминутка «Ветерок и осенние листочки».

Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)

Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)

Дунул ветер – мы цепочкой (Дети становятся друг за другом)

Друг за другом полетели. (Бегаем по залу на носочках)

Полетели, полетели,

И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)

Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)

И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)

Воспитатель: Как здорово! Лиса, а ты куда ты побежала? Что ты там делаешь?

Лиса: Я тут! (дует мыльные пузыри). Я запираю воздух в красивые мыльные пузыри. Я хочу подарить эти пузыри всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Лисонька, спасибо за подарки! Ребята, скажите Лисоньке спасибо. И нам, ребята, вернуться в нашу группу, в наш чудесный детский сад и в группе я раздам вам мыльные пузыри!

Дети становятся в круг и кружатся вокруг себя…

Воспитатель: Готовы? Крибли, крабле, бумс!!!

Ребята, где мы сегодня были? Что мы узнали о воздухе? Что вы запомнили?

Ответы детей. Составляем гипотезы.

  • воздух постоянно нас окружает
  • способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку
  • воздух легче воды
  • воздух есть внутри предметов
  • воздух есть внутри людей
  • без воздуха не возможна жизнь
  • воздух не имеет запаха, но может передавать запах
  • ветер — движение воздуха.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот и ваши подарки, занятие окончено. Скажите до свидания нашим гостям!

Дети: До свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год