Технология исследовательской деятельности Путешествие по «реке времени» Конспект разработан Ершовой Светланой Владимировной воспитателем дошкольного образовательного учреждения №18 Невского района Санкт – Петербург 2014 «Путешествие на воздушном шаре» («Познание» формирование целостной картины мира, игры с элементами ТРИЗ)
Цель: расширять познавательные интересы детей; познакомить с воздушными средствами передвижения в далёком прошлом. Задачи Образовательные: - Познакомить со средствами передвижения древних людей на дальние расстояния; - Обогащать социальные знания детей, словарный запас.
Скачать конспект
Развивающие: - Развивать слуховое восприятие и внимание; - Учить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений; - Развивать логическое мышление; - Учить преобразовывать предметы, согласуя по принципу объединения и универсальности. Воспитательные: - Воспитывать интерес к действиям и предметам окружающего мира. Здоровьесберегающие: - Профилактика нарушений зрения; - Профилактика нарушений осанки. Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание» - ФЭМП, «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье».
Материалы: воздушный шар (игрушка – надувной мяч) с корзиной (небольшая плетёная корзина круглой формы) и грузом (небольшие прозрачные мешочки с песком, мелкими камушками); иллюстрации и изображением воздушного транспорта; предметные картинки по выбору воспитателя; 3-4 игрушки – зверята; геометрическая фигура – квадрат, разделённый на 3 части; геометрическая фигура – круг на каждого ребёнка; счётные палочки; рисунки – схемы; контурное схематическое изображение облаков; музыкальное сопровождение; разнообразный бросовый материал (ленточки, коробочки…). Ход образовательной деятельности 1. Знакомство с воздушным шаром. Дети садятся полукругом. Педагог показывает изображения воздушного транспорта, дети рассматривают картины и называют транспорт. Далее педагог показывает на картине (иллюстрация из книги) изображение воздушного шара. Педагог. Как вы думаете, что это такое? Выслушать ответы детей. Педагог. Когда-то давным-давно на нашей планете не было транспорта. Люди ходили пешком. Любуясь полётами птиц, человек всегда мечтал летать. Сначала люди придумали крылья, но не смогли подняться в небо. Время шло, интерес к полётам в небо остался, и человек придумал воздушный шар. Люди стали путешествовать на воздушных шарах. Звучит музыка и в группе появляется воздушный шар (игрушка) со зверями – пассажирами. Педагог вместе с детьми обсуждает «полёт» зверей с помощью наводящих вопросов: - Куда собрались лететь звери, на чём? (варианты ответов). - Из чего сделан воздушный шар? - Почему воздушный шар летает? (наличие воздуха). - Почему звери не могут взлететь на воздушном шаре? (мешает груз). - Что можно и нужно взять с собой в путешествие? (предметные картинки). - Всё ли подготовлено у зверей для безопасного полёта? (проверка технического состояния воздушного шара, необходимых предметов, воды). После совместного обсуждения, звери отправляются в «полёт». (К потолку приделан крючок, через него продета толстая леска, с помощью которой «воздушный шар» может подниматься на необходимую высоту. Зафиксировать леску можно в любом удобном месте помещения.) Педагог. Ребята, а что обычно говорят, когда отправляют друзей в путешествие. Дети. Счастливого полёта, мы будем скучать, берегите себя, возвращайтесь –мы вас ждём, интересных событий, попутного ветра… 2. Работа с загадками (по выбору). Педагог предлагает детям отгадать загадку: - Что это за потолок? Он ни низок, ни высок. То он сер, то беловат. То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый. Кружевной и синий-синий? Дети. Небо. 3. Игровое упражнение «На что похожи облака?» Педагог. Посмотрите, мимо каких красивых облаков пролетают наши друзья на воздушном шаре. Посмотрите внимательно и скажите, на что похожи облака? Педагог размещает на доске контурное схематическое изображение облаков (возможны разные варианты схем). Звучит музыка – песня «Белогривые лошадки». Дети. На сапог, птицу, мышку, цветок, самолёт, машинку, кошку, мордочку медведя… 4. Игровое упражнение «Солнышко в облаках» (профилактика нарушений зрения). Педагог. Как тепло нам от солнышка. Давайте его нарисуем глазами. Зафиксируйте подбородок, голову не поворачивайте. 5. Игровое задание «Что звери видят с воздушного шара?». Педагог. Как вы думаете, что можно увидеть внизу с воздушного шара? Дети. Землю, лес, домики, дорогу… Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки-схемы и по словесной инструкции найти нужное изображение. Педагог. Найдите рисунок, где дети играют на участке? Можно усложнить задание и предложить детям по рисунку-схеме рассказать, что можно увидеть с воздушного шара. Педагог. А что сейчас видно с воздушного шара? 6. Динамическая пауза «Солнышко» (профилактика нарушений осанки). Педагог. Встаньте удобно, давайте поиграем с солнышком, пока звери путешествуют. Вот как солнышко встаёт – выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться.) К ночи солнышко зайдёт – ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить вниз.) Хорошо, хорошо солнышко смеётся, А под солнышком всем нам весело живётся. (Хлопать в ладоши, улыбаться.) 7. Игровое задание « Воздушный шар». Дети садятся за столы. Педагог. Вы, наверное, очень хотите сами построить воздушный шар? Дети. Да, очень хотим! Педагог. Для этого мы должны сначала построить корзину, приготовить шар и прочно прикрепить корзину к шару, чтобы наша конструкция была надёжной и безопасной. На доске размещается схема – образец будущей постройки. Детям раздаются геометрические фигуры – квадраты разного цвета, разделённые на 3-4 части. Педагог. Выберите детали одного цвета, сложите их так, чтобы получился квадрат. Это будет корзина для пассажиров. Дети собирают корзину - квадрат из частей. Затем педагог раздаёт детям «шары» (плоскостное изображение - круги) и предлагает из счётных палочек прикрепить корзину к шару. Педагог. Молодцы! Теперь нам нужно надёжно прикрепить корзину к воздушному шару. Дети выполняют задание. 8. Задание «Странные предметы». Педагог. Посмотрите, что это за предметы. Дети. Ленточки, коробки, баночки, разноцветные верёвочки, воздушные шарики, мячики. Педагог. Посмотрите внимательно на эти предметы и скажите, для чего они могут пригодиться нам? Дети. Для строительства воздушного шара для игр. Педагог. Вы научились строить «Воздушные шары» и сегодня вас ждёт сюрприз. Посмотрите, и звери возвращаются, давайте поприветствуем их. Звери. Нам было очень интересно путешествовать. А вы такие красивые, надёжные воздушные шары построили, мы видели сверху. Молодцы! Но нам пора лететь дальше. Нас ждут семьи и переживают за нас. До свидания! Дети. До свидания, прилетайте к нам ещё! 9. Итог занятия. Педагог выясняет, интересно ли было детям, что понравилось больше всего. Выслушав ответы детей, педагог подводит итог. -Прошло много времени и люди создали паровоз, самолёт, а потом ракеты и космические корабли. Педагог дарит детям «Воздушные шары», изготовленные из воздушных шариков, атласных ленточек и разных коробочек и предлагает поиграть с ними на улице.
|