Конспект разработан Ершовой Светланой Владимировной воспитателем дошкольного образовательного учреждения №18 Невского района «Прогулка по Петербургу» НОД для детей старшего дошкольного возраста («Познание» формирование целостной картины мира, игры с элементами ТРИЗ)
Цель: пробуждать познавательные интересы детей к изучению родного города. Задачи Образовательные: - Познакомить с историей возникновения города; - Обогащать знания детей о достопримечательностях города; - Обогащать социальные знания детей, словарный запас.
Развивающие: - Развивать слуховое восприятие и внимание; - Учить детей создавать в воображении образы на основе восприятия схематических изображений; - Развивать логическое мышление. Воспитательные: - Формировать представления об уникальности нашего города; - Воспитывать интерес к истории города, любовь к нему. Здоровьесберегающие: - Профилактика нарушений зрения; - Профилактика нарушений осанки. Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье»
Материалы: карта Санкт-Петербурга для детей; магнитная доска, маркер для белой доски синего цвета; видеофильм «По рекам и каналам Санкт-Петербурга»; открытки с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, Ростральные колонны, Исаакиевский собор, Медный всадник, Адмиралтейство, Львы на гранитной набережной, Мосты, Зимний дворец, ); карта-схема достопримечательностей Санкт-Петербурга; листы бумаги, карандаши; наклейки с изображением архитектурных ансамблей города (комплект на каждого ребёнка); небольшие камушки; конструктор «Город». Ход образовательной деятельности 1. Прогулка по реке Неве. Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся на прогулку по реке Неве, чтобы посмотреть на наш красивый город. У нашего города удивительное имя – Санкт-Петербург. Это значит - город святого Петра. Город расположен на островах – кругом реки и каналы. Самая главная река Петербурга – Нева. А сколько в нашем городе улиц, проспектов, переулков. Красота нашего города особенная, неповторимая. Сегодня вы увидите величественные дворцы, гранитные набережные, узорные решётки мостов, фонари, памятники. Всё это называется достопримечательностями. А что такое достопримечательности – это то, что достойно внимания. Дети садятся на стулья, размещенные в групповой комнате в форме корабля. 2. Начало города. Далее педагог на доске рисует акваторию Невы и размещает открытку с изображением Петропавловской крепости. Педагог. Как вы думаете, что это такое? Выслушать ответы детей. С пристани у Петропавловской крепости мы начнём своё путешествие по Неве. Педагог. Давным - давно, там, где сейчас стоит наш город, не было каменных домом, ни многолюдных улиц. А что же было? Леса и болота, населенные разными зверями. А по берегам Невы стояли маленькие деревушки. На одном из островов водилось очень много зайцев. Остров так и назвали Заячьим. Именно с этого острова началось строительство нашего города. Именно здесь царь Пётр приказал построить Петропавловскую крепость, которая в дальнейшем должна была защищать наш город от врагов. День закладки первого камня для строительства крепости считается днём рождения нашего города, а ПётрI – основателем города. Дальше мы с вами отправляемся на стрелку Васильевского острова. 3. Стрелка Васильевского острова. Педагог размещает открытку с изображением стрелки Васильевского острова, Ростральных колонн. Педагог читает стихотворение С. Скаченкова «Ростральные колонны». Ветер с Балтики, резкий, студёный, На Ростральные дует колонны. Но не дрогнут колонны и ростры: Бережёт их Васильевский остров, Избавляет от будничных дел. Труд их в праздники – славный удел! И когда наступает пора, Ростры держат прожектора, Чтоб, пронзая ночей синеву, Освещать и мосты, и Неву. Педагог. Вы внимательно слушали стихотворение. Так для чего были построены Ростральные колонны? Выслушать ответы детей. 4. Дворцовый мост. Педагог размещает на доске открытку с изображением Дворцового моста. Педагог. Сейчас мы с вами отправимся на другой берег Невы и будем проплывать под удивительным мостом. - Для чего в нашем городе строились мосты? - Этот мост назван Дворцовым. Почему? Выслушать ответы детей. 5. «Медный всадник». Педагог размещает на доске открытку с изображением «Медного всадника». Педагог. Наш корабль остановился у набережной и мы с вами сейчас увидим памятник Петру I- «Медный всадник». Памятник создан в честь основателя нашего города. «Медный всадник» - самый уникальный конный памятник в мире. В бронзовой фигуре Петра I на вздыбленном коне чувствуется сила и энергия государственного деятеля, преобразователя нашего государства. Пъедесталом для памятника послужил гигантский камень. В народе его назвали «Гром-камень». Этот камень был найден в окрестностях Петербурга и с огромными трудностями доставлен на это место. 6. Адмиралтейство. Во время рассказа педагог размещает на доске открытку с изображением Адмиралтейства. Педагог. Будущий город Петр I видел блистательным и величественным. Для защиты нашего города необходим был флот, строительство кораблей. Петр решил, что именно здесь, на берегах Невы, должен быть центр кораблестроения. Он сам составил «чертёж – проект» и началось строительство Адмиралтейства. Здесь создавался российский флот. Построенные корабли спускались на воду и по Неве отправлялись в плавание. Центральная арка Адмиралтейства украшена горельефом, изображающим такую картину – бог морей Нептун вручает Петру I трезубец в знак владычества России над морями. Каменное здание с башней заканчивается позолоченным шпилем с корабликом. Кораблик является символом нашего города. Адмиралтейство – это памятник морской славы России. С Невы у Адмиралтейства видна гранитная пристань, украшенная фигурами львов. 7. Зимний дворец. Во время рассказа педагог размещает открытку с изображением Зимнего дворца (Эрмитажа). Педагог. Сейчас мы опять проплывём под Дворцовым мостом и увидим уникальное здание – замечательный памятник архитектуры города. Это Зимний дворец. Удивляет он нас своей красотой. Очень давно возле царского дворца останавливались красивые кареты, приезжали на бал знатные дамы и господа. Великолепно и внутреннее убранство дворца. - А хотите побывать во дворце? В наше время в Петербурге можно побывать и во дворце. Когда-то дворцы строились для царей, знатных вельмож. Сейчас в здании Зимнего дворца находится музей Эрмитаж, крупнейший в мире, в нем размещены мировые сокровища искусства и культуры. Музеи открыты для всех людей. Люди бережно сохраняют сказочное убранство дворцов, чтобы и сегодня мы могли восхищаться прекрасной старинной мебелью, люстрами, картинами… 8. Петропавловская крепость. Педагог. Наша речная прогулка подходит к концу. Сейчас наш корабль подплывёт к пристани, и мы выйдем на берег, пройдём по территории Петропавловской крепости. Дети встают с мест и подходят к доске. Во время рассказа педагог размещает на доске открытки с изображением Петропавловского собора, Часов – курантов и монетного двора. Педагог. Мы идём с вами по территории Петропавловской крепости. Вы видите наиболее ценный памятник крепости – Петропавловский собор. Колокольня увенчана золотым шпилем. Это самое высокое сооружение в нашем городе. Что находится на вершине шпиля? Выслушать ответы детей. Педагог читает стихотворение Сергея Скаченкова «Петропавловская крепость»: Раздумал, видно, ангел улететь И вот застыл, пространства не осиля. Ему на город весело глядеть С вершины Петропавловского шпиля, Под ним течёт красавица Нева, И воды омывают пляж знакомый, А в невских водах неба синева, Здесь всё своё. Он в Петербурге – дома. Педагог. Устремлённый в небо шпиль символизирует утверждение России на берегах Невы. Ангел является хранителем нашего города. На колокольне установлены часы-куранты. В настоящее время куранты играют перезвон каждые 15 минут. На территории Петропавловской крепости находится Монетный двор. Здесь чеканилась вся разменная монета, а позже здесь стали изготавливать ордена и медали. Обратите внимание, что площадь покрыта булыжниками. При Петре I некоторые городские улицы были покрыты деревянными настилами, или вымощены камнем. По приказу Петра I, каждые входящий в наш город, должен был принести с собой камень. Он заботился о благоустройстве нашего города. Первые уличные фонари появились в Петербурге при Петре I. В них наливали растительное масло. Фонарщик шёл по улице в переднике, с лесенкой, бутылью с маслом. Он приставлял лесенку к столбу, забирался на неё, заливал масло и зажигал фонарь. Вечером и ночью на улицах становилось светло. Наша прогулка окончена и сейчас мы вернёмся в нашу группу. Дети подходят к двум столам, размещённым в группе. На столах стоят конструкторы «Город» и емкости с камушками. 9. Игровое задание «Мой город». Педагог. Сегодня вы увидели много прекрасных зданий, достопримечательностей нашего города. Давайте попробуем построить красивый город и сделать булыжные мостовые, как это было при Петре I. Дети разделяются на две подгруппы и выполняют задание: из конструктора строят здания, из камушков выкладывают мостовую улиц.
Педагог. Подводит итоги работы детей. Дети садятся за столы. 10. Игровое задание «Старинная карта». На доске размещается карта – схема Санкт – Петербурга. Карта дублирует рисунок акватории Невы на доске с размещенными на ней открытками с достопримечательностями города. Педагог. У меня есть старинная карта. Давайте рассмотрим её и попробуем расшифровать. Дети узнают здания, достопримечательности и называют их. Педагог. А вы хотите иметь такую карту дома? Вы сейчас сможете её нарисовать. Детям раздаются листы бумаги, карандаши. Выполняют задание. Когда карты будут нарисованы, педагог раздаёт наклейки с изображением достопримечательностей города и дети наклеивают их рядом с рисунками – схемами. 11. Подведение итогов . Вы сегодня много узнали о нашем городе. Но ещё столько всего интересного и необычного есть в Санкт-Петербурге. Можно побывать в разных музеях, посмотреть спектакли в разных театрах, погулять в парках, увидеть храмы и дворцы, пройти по Невскому проспекту и Дворцовой площади. Можно даже полюбоваться нашим городом с высоты на смотровой площадке Исаакиевского собора, прокатиться на теплоходе по каналам Санкт-Петербурга. Пригласите родителей на прогулки по нашему прекрасному и великолепному городу. Во время прогулок город подарит вам много радостей.
|