Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мой край родной» для детей старшей группы
Познание
Автор: Шихова Альфира Фаридовна   
18.03.2017 11:15

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мой край родной» для детей старшей группыИнтегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мой край родной» для детей старшей группы

Шихова Альфира Фаридовна МБДОУ №4 «Снегурочка» Воспитатель

Задачи:

Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре;

Закрепить знания детей о природе Ямальской земли, о растениях, животных; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте

Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты), их образе жизни; Расширить представление детей о значении и роли оленей для человека;

 

Развивать связную речь детей, любознательность;

Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок о Севере, проведение национальных игр, заучивание стихотворений; знакомство с основными промыслами (охота, рыболовство, оленеводство; Знакомство с орнаментами народов Севера

Демонстрационный материал: картинки с изображением животных Севера:, песня «Мы поедем мы помчимся…»; проектор, ноутбук, экран, презентация «Мой край родной»

Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие прилетел Карлсон, и он оказывается,

ничего не знает о Крайнем Севере. Давайте мы с вами расскажем и покажем, где мы с

вами живём.

Воспитатель: Скажите как называется наш округ?

Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Воспитатель: Столица нашего округа?

Дети: Город Салехард.

Воспитатель: На какой реке стоит наш город?

Дети: На реке Обь

Воспитатель: Как называется наш город?

Дети: Салехард

Воспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове?

Дети: Надым.

Дети: Новый Уренгой.

Дети: Муравленко.

Дети: Лабытнанги.

Дети: Губкинский

Воспитатель: Как переводится с ненецкого языка слово «Ямал»?

Дети: Край земли.

Воспитатель: Правильно ребята, скажите, какие коренные жители живут на Ямале?

Дети: Ханты, ненцы, селькупы.

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас ребята мы с вами отправимся на экскурсию

в тундру к жителям Севера. И расскажем Карлсону все, что мы знаем о Севере.

Скажите, на чём мы с вами можем отправиться в тундру?

Дети: На оленях.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что в тундре много снега и машины не смогут проехать по глубокому

снегу, а основным транспортом передвижения ненцев являются олени.

Воспитатель: Кто сможет Карлосону рассказать о Северном олене

Дети: Северный олень это могучее, красивое животное…

Воспитатель: Георгий нам рассказал о северном олене, скажите, а как называют

маму олененка?

Дети: Важенка.

Воспитатель: Кто расскажет про важенку?.

Дети: У важенки, как и у оленя, есть рога, белая или серая густая теплая шерсть,

крепкие сильные ноги на ногах копыта. Копытами важенка разгребает снег, находя

корм для себя и своего олененка. Олени помогают своим хозяевам выжить в тундре.

Помогают перевозить груз, дрова, возят охотников на охоту. Олень очень

трудолюбивое животное и очень красивое.

Игра «Хлопни раз, хлопни два» Хлопните в ладоши, если услышите слова,

подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога,

охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый,

слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый

хвост». Молодцы ребята!

Воспитатель: А вот и могучий красавец Севера олень (показ презентации «Мой край

родной» И так поехали.

Музыкальное сопровождение Песня «Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним» в исполнении группы «Самоцветы»

Воспитатель: А пока мы с вами едем, давайте вспомним, какие ягоды растут на

Севере, и какую пользу они приносят.

Дети: В тундре растет морошка, брусника, голубика, клюква, черника.

Воспитатель: Во всех этих ягодах много витаминов. Черника улучшает зрение,

клюква её еще называют «северным лимоном» используют при различных

простудных, воспалительных, инфекционных заболеваниях, для снижения

температуры, морошку используют для поднятия иммунитета, бруснику и голубику

используют при заболеваниях желудка, почек, печени. (просмотр презентации).

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались возле жилища ненцев.

Как называется их жилище?

Дети: Чум.

Воспитатель: А какую форму имеет чум?

Дети: Чум имеет форму конуса и покрыт шкурой оленя.

Воспитатель: Чум ставят, обычно женщины – ненки. Существует определенный

порядок установки чума. Прежде всего, ненцы выбирают место для жилища, которое

зимой расчищают от снега.

Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают

железную печку – тюмю. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это

пол. Затем на землю кладут циновки, которые ненцы плетут из веток ивы.

В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того,

чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу. (просмотр презентации)

Воспитатель: А вот и хозяйка чума девочка Хомани. Давайте поздороваемся.

Ребята Хомани хочет рассказать вам о ненецких играх, в которые они играют с

детьми:

Игра «Каюр и собака». На противоположных концах зала кладут параллельно

два шнура. Игроки встают около них по три человека и берут за руки. Двое из них –

собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками

по сигналу «Поехали» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому

Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая

быстрее добежит до шнура.

Подвижная игра «Ловля оленей».

Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят

лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель,

снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки

Поймать оленя в круг)

Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться

из круга

Подвижная игра «Хейро» в переводе с ненецкого языка хейро это солнце.

Правила игры: Дети идут по кругу приставным шагом. Руками делают

равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий — солнце

сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”, хейро

должен их коснутся. До кого дотронулся тот выходит из игры.

Игра «Важенка и оленята»

На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и

двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины –

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду.

На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи).

Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает

ловить только по сигналу и только вне домика.

(показ презентации, игры «Каюр и собака», «Важенка и оленята»,

«Ловля оленей», «Хейро» и предлагает поиграть в ненецкие игры

Воспитатель: Ребята Хомани предлагает поиграть в ненецкую игру «Важенка и

оленята».

Воспитатель: Ребята мы с вами поиграли, а в остальные игры мы с вами поиграем на прогулке. Нам надо дальше продолжить нашу экскурсию и познакомить Карлсона с жизнью народов Севера.

Скажите, чем занимаются коренные жители Севера?

Дети: Коренные жители Севера занимаются охотой, рыболовством, оленеводством.

Воспитатель: Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом.

Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название. (показ)

Попробуйте эти названия угадать.

1. Черная птица меня не боится,

Моргнет удивленно и каркнет … (ворона)

2. Наступил мой каблучок

На березовый … (сучок)

3. Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней,

Пышный хвост её краса

Это хитрая … (лиса)

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки.

Воспитатель: Ребята, а какую одежду и обувь они носят?

Дети: Они носят малицу, ягушку, кисы, шьют их из шкуры оленей.

Воспитатель: Ребята народности Севера очень гостеприимный народ. Они встречают дорогих гостей и обязательно угощают. Хомани хочет вас угостить полезной и вкусной ягодой брусникой.

Ребята давайте попрощаемся с Хомани. Скажем ей спасибо, сядем на своих быстрых оленей и опять окажемся в детском саду. Закрываем глаза (под музыку).

Вот мы с вами и в садике Карлсон благодарит вас за то, что вы так много нового рассказали ему о Севере. Он прощается с вами ему надо дальше лететь и узнать, что же интересного есть в других странах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год