Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мой край родной» для детей старшей группы |
Познание | |||
Автор: Шихова Альфира Фаридовна | |||
18.03.2017 11:15 | |||
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мой край родной» для детей старшей группы Шихова Альфира Фаридовна МБДОУ №4 «Снегурочка» Воспитатель Задачи: Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре; Закрепить знания детей о природе Ямальской земли, о растениях, животных; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты), их образе жизни; Расширить представление детей о значении и роли оленей для человека;
Развивать связную речь детей, любознательность; Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок о Севере, проведение национальных игр, заучивание стихотворений; знакомство с основными промыслами (охота, рыболовство, оленеводство; Знакомство с орнаментами народов Севера Демонстрационный материал: картинки с изображением животных Севера:, песня «Мы поедем мы помчимся…»; проектор, ноутбук, экран, презентация «Мой край родной» Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие прилетел Карлсон, и он оказывается, ничего не знает о Крайнем Севере. Давайте мы с вами расскажем и покажем, где мы с вами живём. Воспитатель: Скажите как называется наш округ? Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ. Воспитатель: Столица нашего округа? Дети: Город Салехард. Воспитатель: На какой реке стоит наш город? Дети: На реке Обь Воспитатель: Как называется наш город? Дети: Салехард Воспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове? Дети: Надым. Дети: Новый Уренгой. Дети: Муравленко. Дети: Лабытнанги. Дети: Губкинский Воспитатель: Как переводится с ненецкого языка слово «Ямал»? Дети: Край земли. Воспитатель: Правильно ребята, скажите, какие коренные жители живут на Ямале? Дети: Ханты, ненцы, селькупы. Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас ребята мы с вами отправимся на экскурсию в тундру к жителям Севера. И расскажем Карлсону все, что мы знаем о Севере. Скажите, на чём мы с вами можем отправиться в тундру? Дети: На оленях. Воспитатель: А почему? Дети: Потому что в тундре много снега и машины не смогут проехать по глубокому снегу, а основным транспортом передвижения ненцев являются олени. Воспитатель: Кто сможет Карлосону рассказать о Северном олене Дети: Северный олень это могучее, красивое животное… Воспитатель: Георгий нам рассказал о северном олене, скажите, а как называют маму олененка? Дети: Важенка. Воспитатель: Кто расскажет про важенку?. Дети: У важенки, как и у оленя, есть рога, белая или серая густая теплая шерсть, крепкие сильные ноги на ногах копыта. Копытами важенка разгребает снег, находя корм для себя и своего олененка. Олени помогают своим хозяевам выжить в тундре. Помогают перевозить груз, дрова, возят охотников на охоту. Олень очень трудолюбивое животное и очень красивое. Игра «Хлопни раз, хлопни два» Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост». Молодцы ребята! Воспитатель: А вот и могучий красавец Севера олень (показ презентации «Мой край родной» И так поехали. Музыкальное сопровождение Песня «Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним» в исполнении группы «Самоцветы» Воспитатель: А пока мы с вами едем, давайте вспомним, какие ягоды растут на Севере, и какую пользу они приносят. Дети: В тундре растет морошка, брусника, голубика, клюква, черника. Воспитатель: Во всех этих ягодах много витаминов. Черника улучшает зрение, клюква её еще называют «северным лимоном» используют при различных простудных, воспалительных, инфекционных заболеваниях, для снижения температуры, морошку используют для поднятия иммунитета, бруснику и голубику используют при заболеваниях желудка, почек, печени. (просмотр презентации). Воспитатель: Вот мы с вами и оказались возле жилища ненцев. Как называется их жилище? Дети: Чум. Воспитатель: А какую форму имеет чум? Дети: Чум имеет форму конуса и покрыт шкурой оленя. Воспитатель: Чум ставят, обычно женщины – ненки. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ненцы выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают железную печку – тюмю. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ненцы плетут из веток ивы. В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу. (просмотр презентации) Воспитатель: А вот и хозяйка чума девочка Хомани. Давайте поздороваемся. Ребята Хомани хочет рассказать вам о ненецких играх, в которые они играют с детьми: Игра «Каюр и собака». На противоположных концах зала кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берут за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Подвижная игра «Ловля оленей». Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель, снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки Поймать оленя в круг) Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться из круга Подвижная игра «Хейро» в переводе с ненецкого языка хейро это солнце. Правила игры: Дети идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий — солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”, хейро должен их коснутся. До кого дотронулся тот выходит из игры. Игра «Важенка и оленята» На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, С нею – оленята Объясняет каждому Все, что непонятно... Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставления мамины – играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит с собой. Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика. (показ презентации, игры «Каюр и собака», «Важенка и оленята», «Ловля оленей», «Хейро» и предлагает поиграть в ненецкие игры Воспитатель: Ребята Хомани предлагает поиграть в ненецкую игру «Важенка и оленята». Воспитатель: Ребята мы с вами поиграли, а в остальные игры мы с вами поиграем на прогулке. Нам надо дальше продолжить нашу экскурсию и познакомить Карлсона с жизнью народов Севера. Скажите, чем занимаются коренные жители Севера? Дети: Коренные жители Севера занимаются охотой, рыболовством, оленеводством. Воспитатель: Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом. Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название. (показ) Попробуйте эти названия угадать. 1. Черная птица меня не боится, Моргнет удивленно и каркнет … (ворона) 2. Наступил мой каблучок На березовый … (сучок) 3. Всех зверей она хитрей, Шуба рыжая на ней, Пышный хвост её краса Это хитрая … (лиса) Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки. Воспитатель: Ребята, а какую одежду и обувь они носят? Дети: Они носят малицу, ягушку, кисы, шьют их из шкуры оленей. Воспитатель: Ребята народности Севера очень гостеприимный народ. Они встречают дорогих гостей и обязательно угощают. Хомани хочет вас угостить полезной и вкусной ягодой брусникой. Ребята давайте попрощаемся с Хомани. Скажем ей спасибо, сядем на своих быстрых оленей и опять окажемся в детском саду. Закрываем глаза (под музыку). Вот мы с вами и в садике Карлсон благодарит вас за то, что вы так много нового рассказали ему о Севере. Он прощается с вами ему надо дальше лететь и узнать, что же интересного есть в других странах.
|