Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов» |
Познание | |||
Автор: Сорокина Елена Валерьевна | |||
12.09.2021 22:35 | |||
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи:
Организация детских видов деятельности:
Оборудование: картинки с изображением часов в древности, старине и нашем времени для создания панно «Река времени», песочные часы, настольные часы, раздаточный материал для дидактической игры «Собери часы»; циферблаты без цифр, стрелки, римские цифры от 1 до 12, клей, влажные салфетки. Вводная часть (организационный и мотивационный моменты) Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, а куда вы узнаете, отгадав загадку: «Мы ходим ночью, ходим днем, а все же с места не сойдем. Отсчитываем каждый час, а вы друзья узнали нас?» Ответы детей.
Подготовка к путешествию (на столе стоят часы) Воспитатель: Что вы знаете о часах? Для чего они нужны? Всегда ли были часы? Хотите об этом узнать? Тогда мы отправляемся в путешествие по реке времени. Но прежде чем отправиться давайте возьмем с собой часы, будем следить за временем, чтобы узнать, сколько времени займет наше путешествие. Вы согласны? Дети высказывают свое мнение. Основная часть (практическая деятельность детей) Воспитатель: Давайте сядем в наш волшебный кораблик и поплывем по реке времени. Эта река поможет нам оказаться в далеком прошлом. Дети садятся на импровизированный «корабль» и отправляются в путешествие. - Как вы думаете, когда появились первые часы? Какими они были? Ответы детей. - Давным-давно, в древности, люди узнавали время по солнцу. Они вставали вместе с солнцем и следили за его движением по небу. Люди заметили, что тени от деревьев движутся по земле вслед за солнцем и создали самые первые часы – солнечные. Воспитатель: Человек вкопал в землю столб, начертил круг и разделил его на равные части, каждая часть равнялась одному часу. Тень от столба медленно двигалась по кругу, показывая время. - Как вы думаете, всегда ли мог человек пользоваться такими часами? Ответы детей. Воспитатель: Солнечные часы имели недостаток – они показывали время только в солнечный день. Это было неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Вода по каплям переливалась из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени. С тех времен появилось выражение: «время истекло». - Но водяные часы также оказались неудобными, как вы думаете почему? Ответы детей. Воспитатель: Затем появились часы — свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с грузиком. Свечу ставили на железный поднос. Когда свеча догорала до нижнего деления, грузик падал и брякал о поднос — это означало, что прошёл определённый отрезок времени. Такие часы использовали в качестве будильника. - Ребята, как вы думаете, удобно было пользоваться такими огневыми часами? Почему? Ответы детей. Воспитатель: Немного позже стали использовать песочные часы. У этих часов нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных сосуда соединены вместе, внутри насыпан песок. Высыпался весь песок сверху вниз, значит прошло 1, 3, 5 или 10 минут. - Как вы думаете, минута это много или мало? Что можно успеть сделать за минуту? Ответы детей. Физкультминутка Воспитатель: Предлагаю проверить, а заодно и немного размяться. Давайте устроим эксперимент, посчитаем сколько раз можно присесть за минуту. У меня есть песочные часы, пока будет сыпаться песок, мы будем приседать и считать сколько раз мы успеем присесть за минуту. Дети приседают на счет. Воспитатель: Затем появились первые механические часы, они были громоздкими и дорогими. Человек придумал специальный механизм, который заставлял двигаться стрелки. Поэтому и часы называются механическими, их надо было постоянно заводить. Первые механические часы были башенные с одной стрелкой, измерявшие только часы. Затем изобрели маятник к механическим часам, и тогда механические часы стали показывать точное время, потому что появилась минутная стрелка. Такие часы заводили 2 раза в день. - Как вы думаете, что случится, если эти часы не завести? Ответы детей. Воспитатель: Часы стали постоянно совершенствоваться. В наше время появились электронные часы, наручные, настенные. В наше время часы есть не только на стене, на руках, на полу, но и в бытовых электроприборах. Назовите бытовые электроприборы, в которых встречаются часы? (телевизор, микроволновая печь, стиральная машинка, телефон, DVD) А зачем они в них? Что можно узнать с помощью таких часов? Как называются такие часы? (таймер) Ответы детей. Воспитатель: Наше путешествие по реке времени закончилось. Мы снова в детском саду. Дети выходят из «корабля». - Давайте посмотрим на наши часы. Сколько сейчас времени? Ребята, а вы хотели бы иметь свои собственные часы? Ответы детей. Игра «Собери часы» На столах лежат бумажные детали для часов и клей. Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Собери часы». Для этого вам нужно поделиться на пары. Выберите себе пару, с кем вы будете вместе делать часы. Давайте посмотрим на время, чтобы отметить, сколько времени вам понадобится, чтобы собрать часы. Дети ищут себе пару и «собирают» часы за столами. Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, сколько времени вам понадобилось, чтобы собрать часы. Замечательные часы у вас получились! Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? Запомнили, какие бывают часы? Ответы детей. Заключительная часть (рефлексивно-оценочный этап) Дети подходят к воспитателю. На столе большой лист бумаги и картинки с разными часами. Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Нужно выбрать картинки часов, о которых вы узнали, вспомнить какие часы появились первыми, какие позже, и приклеить картинки вот на этот лист по порядку. У нас получится лента времени. А теперь расскажите, что вы узнали об этих часах. Ответы детей. Воспитатель: Замечательно! Вы справились с заданием. Мне очень понравилось наше занятие. Большое вам спасибо! Вы — молодцы!
|