Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Познание
Автор: Безызвестных Наталья Владимировна   
14.01.2025 19:37

Познавательное развитие детей дошкольного возраста.Познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. На наш взгляд, цель дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Это достигается путём объединения образовательных областей, которое предполагает получения единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего гармоничное вхождение ребёнка в социум.

В настоящее время в связи с введением ФОП ДОв дошкольном образовании актуальной проблемой научно – исследовательской и практической работы стала реализации принципа интеграции в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Строя образовательный процесс по такому принципу мы решаем такие задачи:

  • формировать у детей более глубокие, разносторонние знания; целостное представление о мире, многообразии и единстве;
  • развивать логику, мышление, коммуникативные способности;
  • желание активно познавать окружающую действительность, самостоятельно находить причинно-следственные связи;
  • создать условия для развития всесторонне развитой, инициативной, свободной и творческой личности.

Интеграция в воспитательно – образовательном процессе также способствует созданию нового психологического климата для ребёнка и педагога в процессе деятельности, является средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа даёт возможность для реализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

 

Одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода является использование метода проекта в ДОУ. Используя метод проекта в своей работе, мы заметили, что он позволяет повысить самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, позволяет самостоятельно добывать информацию об интересующем предмете и использовать эти знания на практике, делает образовательный процесс открытым для родителей.

Интегрированный подход в работе с детьми дошкольного возраста заключается в установлении системы следующих связей:

  • компонентов содержания разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов программы (внутривидовая интеграция)
  • во взаимодействии методов и приёмов воспитания и обучения (методическая интеграция)
  • в синтезе детских видов деятельности (деятельностная интеграция)
  • в интеграции различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями.

Работая по принципу интеграции, мы разработали тематические проекты, по которым строится образовательная деятельность. Предлагаем вашему вниманию фрагмент ОД из тематического проекта «Фрукты – овощи».

Тема «Съедобные краски». Цель: создание условий для получения детьми краски растительного происхождения.

Задачи:

  • создать условия для расширения представления детей о природных красителях, путём получения растительных красок (познавательное развитие)
  • обеспечить условия для развития поисково-экспериментальной деятельности детей (познавательное развитие)
  • способствовать развитию и активизации диалогической речи детей, логического мышления, памяти, внимания (развитие речи)
  • создать условия для проявления детьми умения работать в подгруппе, договариваться, высказывать своё мнение, проявлять инициативу (социально-коммуникативное развитие).

Материал: свёкла, морковь, киви, ягода, чайные ложечки, лоскуты белой ткани и марли, пластиковые стаканчики, ватные палочки.

Словарная работа. Активизировать в речи детей слова ткань, краситель, окрашивает, разноцветные, выжать.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Овощи», игра «Узнай по описанию», игра «Узнай на вкус», чтение стихотворения С.Михалкова «Овощи», игры по смешиванию красок.

Ход деятельности

Организационный момент. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Радуга». Раздаёт детям разноцветные ленты, чтобы дети сложили из них радугу. Предлагает вспомнить, в каком порядке располагаются цвета радуги. Дети выкладывают радугу, вспоминая последовательность цветов. Воспитатель задаёт вопрос: «Нравится ли вам радуга? Почему?» Педагог открывает коробку с платочками, принесённой из ясельной группы, и говорит о том, что малыши перепутали свои платочки. Рассматривание платочков.

Вопросы:

  • Как вы думаете, почему малыши путают носовые платочки? (одинаковые, одного цвета).
  • Как мы можем им помочь? (сделать платочки разноцветными)
  • Какой краской мы можем раскрасить платочки, зная о том, что маленькие дети часто берут всё в рот? Наша краска должна быть безопасной.

Как можно получить такую краску? Как вы думаете, какого цвета краска получится из свёклы? Моркови? Киви? Ягоды?

  • Скажите, на какие два вида можно разделить эти продукты? (фрукты и овощи).

Воспитатель предлагает разделиться на две группы и пройти в лабораторию. Первая группа подходит к столу с фруктами, а вторая — с овощами.

Эксперимент №1. Что это (морковь)? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить краску из моркови? (выжать сок). Из какой моркови легче выжать сок? (ответы детей). Как можно это сделать?

Чтобы было удобнее, чем можно воспользоваться? (кусочком марли). Кто может показать, как нужно делать?

Воспитатель предлагает детям чайной ложкой положить морковь на середину лоскута марли, свернуть его и выдавить сок. Какого цвета получился сок? (жёлтый, оранжевый).

Эксперимент №2. Воспитатель обращает внимание детей на то, что свёкла, так же как и морковь, натёрта на тёрке. Воспитатель предлагает взять марлю, положить в неё свёклу и выжать сок руками.

- Какого цвета получился сок? (тёмно-красный, бордовый). Как вы думаете, можно ли сделать его светлее? (разбавить водой). Какого цвета получилась краска? (розовая).

Эксперимент №3. На столе тарелка с кусочками киви.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить сок из киви? Какого цвета получится краска? Воспитатель предлагает взять марлю, положить в неё киви и выжать сок. Каким цветом получился сок? Что можно нарисовать краской такого цвета?

Эксперимент №4. Что это? Как называется эта ягода? Каким она цветом? Какого цвета получится краска?

Воспитатель предлагает получить краску из ягоды точно так же, как и в предыдущих опытах. – Вы получили растительные краски, теперь сделаем белые платочки разноцветными.

- Как вы думаете, чем можно нанести краску, рисунок на платочки? (ватными палочками, пальчиками, др.). Давайте попробуем это сделать. (Дети наносят краску самостоятельно).

Посмотрите, платочки стали яркими, разноцветными, весёлыми, они очень понравятся малышам. Молодцы!

Используя на практике интегрированный подход в образовательной деятельности, мы пришли к выводу, что такой вид деятельности:

  • повышает мотивацию, формирует познавательный интерес у детей
  • способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной
  • способствуют развитию в большей степени, чем прежние занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого)
  • обладая большой информативной ёмкостью, позволяют вовлечь каждого ребёнка в активную работу и способствуют творческому развитию детей
  • способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости детей за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год