Познавательное развитие детей дошкольного возраста. |
Познание | |||
Автор: Безызвестных Наталья Владимировна | |||
14.01.2025 19:37 | |||
Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. На наш взгляд, цель дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Это достигается путём объединения образовательных областей, которое предполагает получения единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего гармоничное вхождение ребёнка в социум. В настоящее время в связи с введением ФОП ДОв дошкольном образовании актуальной проблемой научно – исследовательской и практической работы стала реализации принципа интеграции в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Строя образовательный процесс по такому принципу мы решаем такие задачи:
Интеграция в воспитательно – образовательном процессе также способствует созданию нового психологического климата для ребёнка и педагога в процессе деятельности, является средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа даёт возможность для реализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода является использование метода проекта в ДОУ. Используя метод проекта в своей работе, мы заметили, что он позволяет повысить самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, позволяет самостоятельно добывать информацию об интересующем предмете и использовать эти знания на практике, делает образовательный процесс открытым для родителей. Интегрированный подход в работе с детьми дошкольного возраста заключается в установлении системы следующих связей:
Работая по принципу интеграции, мы разработали тематические проекты, по которым строится образовательная деятельность. Предлагаем вашему вниманию фрагмент ОД из тематического проекта «Фрукты – овощи». Тема «Съедобные краски». Цель: создание условий для получения детьми краски растительного происхождения. Задачи:
Материал: свёкла, морковь, киви, ягода, чайные ложечки, лоскуты белой ткани и марли, пластиковые стаканчики, ватные палочки. Словарная работа. Активизировать в речи детей слова ткань, краситель, окрашивает, разноцветные, выжать. Предварительная работа: рассматривание альбома «Овощи», игра «Узнай по описанию», игра «Узнай на вкус», чтение стихотворения С.Михалкова «Овощи», игры по смешиванию красок. Ход деятельности Организационный момент. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Радуга». Раздаёт детям разноцветные ленты, чтобы дети сложили из них радугу. Предлагает вспомнить, в каком порядке располагаются цвета радуги. Дети выкладывают радугу, вспоминая последовательность цветов. Воспитатель задаёт вопрос: «Нравится ли вам радуга? Почему?» Педагог открывает коробку с платочками, принесённой из ясельной группы, и говорит о том, что малыши перепутали свои платочки. Рассматривание платочков. Вопросы:
Как можно получить такую краску? Как вы думаете, какого цвета краска получится из свёклы? Моркови? Киви? Ягоды?
Воспитатель предлагает разделиться на две группы и пройти в лабораторию. Первая группа подходит к столу с фруктами, а вторая — с овощами. Эксперимент №1. Что это (морковь)? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить краску из моркови? (выжать сок). Из какой моркови легче выжать сок? (ответы детей). Как можно это сделать? Чтобы было удобнее, чем можно воспользоваться? (кусочком марли). Кто может показать, как нужно делать? Воспитатель предлагает детям чайной ложкой положить морковь на середину лоскута марли, свернуть его и выдавить сок. Какого цвета получился сок? (жёлтый, оранжевый). Эксперимент №2. Воспитатель обращает внимание детей на то, что свёкла, так же как и морковь, натёрта на тёрке. Воспитатель предлагает взять марлю, положить в неё свёклу и выжать сок руками. - Какого цвета получился сок? (тёмно-красный, бордовый). Как вы думаете, можно ли сделать его светлее? (разбавить водой). Какого цвета получилась краска? (розовая). Эксперимент №3. На столе тарелка с кусочками киви. - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить сок из киви? Какого цвета получится краска? Воспитатель предлагает взять марлю, положить в неё киви и выжать сок. Каким цветом получился сок? Что можно нарисовать краской такого цвета? Эксперимент №4. Что это? Как называется эта ягода? Каким она цветом? Какого цвета получится краска? Воспитатель предлагает получить краску из ягоды точно так же, как и в предыдущих опытах. – Вы получили растительные краски, теперь сделаем белые платочки разноцветными. - Как вы думаете, чем можно нанести краску, рисунок на платочки? (ватными палочками, пальчиками, др.). Давайте попробуем это сделать. (Дети наносят краску самостоятельно). Посмотрите, платочки стали яркими, разноцветными, весёлыми, они очень понравятся малышам. Молодцы! Используя на практике интегрированный подход в образовательной деятельности, мы пришли к выводу, что такой вид деятельности:
|