Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»
Познание
Автор: Жданова Галина Ильинична   
14.01.2025 15:57

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

Достоинства метода экспериментирования:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, ему приходится измерять, считать, сравнивать.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Чем больше вы с ребенком будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать.

Задача взрослых — не пресекать, а активно развивать исследовательскую деятельность. Потому что знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Старайтесь всегда отвечать на вопросы детей, ибо любознательность-основа экспериментирования.

Не отказывайтесь от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним. Помните! При проведении эксперимента главное- безопасность вас и вашего ребёнка.

Ребенок сам познает мир, исследуя его, экспериментируя. Важно, чтобы ребенок все увидел сам, сам потрогал и сам получил свои впечатления Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Дети часто самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, «меряют лужи», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности:

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Вопрос: как достать скрепку, не намочив рук?

Можно налить в стакан воды бросить туда скрепку и вытащить с помощью магнита, не намочив рук. (приложив магнит к стенке стакана)

Цель: учить отмечать различные свойства

предметов. Развивать познавательную активность

детей в процессе проведения опытов.

Вывод:

Дать понять ребёнку, что не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и всё делает сам.

На самом деле опытов и экспериментов можно провести огромное количество, не бойтесь экспериментировать вернитесь в детство вместе с ребенком

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год