Проектная деятельность «Дом, в котором я живу»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская СОШ № 12 д/с 18
Средняя группа 4-5 лет Подготовила: Еремина М.В.
Срок реализации: долгосрочный 2024 г
Тип проекта:
- по характеру содержания: групповой
- по числу участников: дети 4-5 лет (25детей) воспитатели, дети, родители воспитанников,
Цель проекта:
Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о видах построек жилья в родном селе, духовно-нравственные отношения и чувства к родному дому, семье. Развитие творческих способностей детей при ознакомлении с родным поселком. Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи проекта:
- Формировать знания детей о том, что дома бываютразными.
- Развивать представления детей о видах домов с помощью чтения рассказов, сказок, стихотворений, рассматривание иллюстраций, презентаций, фотографии.
- Помогать осваивать свои замыслы через рисование, аппликацию, в изготовлении поделок, построек из деревянного конструктора.
- Воспитывать художественно-творческое восприятие и эстетический вкус.
- Познакомить с главными достопримечательностями села. Способствовать воспитанию любви к родному селу
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением
- Познакомить с традициями русского народа
- Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы)
- Знакомство с русскими народными хороводными играми
- Изготовить макет русской избы
- Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Актуальность:
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложныйпедагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и не превращались в пустой звук, важно чтобы образ Родины возник в дошкольном возрасте.
Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Ихотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромнуюроль в становлении личности патриота. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любитего. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любвик Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущиепривычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить другдругу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепеннои основательно входит в социальный опыт ребенка и остаетсякак приятные воспоминания детства, которые хочется пережитьснова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку инакрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделатьтак, чтобы подобных воспоминаний у ребенка было больше. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечиватьим также эмоциональный комфорт. Детский сад должен статьдомом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Длятого чтобы дошкольное учреждение помогало воспитаниюпатриотических чувств, жизнь детей в нем должна бытьинтересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.
Познание.
- Маршруты по улицам села ( «Школа», «Поликлиника», «Библиотека», «Дом культуры и спорта Восток», «Почта России», дома близко расположенными возле садика)
- Рассматривание презентаций «Мой дом»
Рассматривание иллюстраций и фотографий про дома
- Загадывание загадок
- рассматривание художественных и иллюстрированныхкниг.
Ознакомление с художественнойлитературой.
- Е. Нефедова «Дом, в котором я живу»
- Сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Заюшкина-избушка», «Зимовье зверей»
- Б.Серикбаев «Дом»
- И.Гурина «Вот стоит высокий дом»
- Н.Голь «Мой дом»
- И.Демьянов «Новый дом»
- И.Столбова «Я себе построю дом»
- И.Ревю «Улыбка дома»
- Г.Цыферова «Сказка про домики»
Развитие речи.
- Составление описательного рассказы «Дом, в котором яживу», «Дом моей мечты»
- Беседа «Дома бывают разные»
- Рассматривание иллюстраций к сказке «Три поросенка»
Итоговые занятия:
- Конструирование «Строительстводомов различного типа»
- Рисование «Мой дом»
- Поделки «Мой любимый дом»
Работа с родителями.
- Консультации для родителей:
- «Роль семьи в воспитании патриотических чувств удошкольников»
- «Духовно нравственное воспитание в детском саду»
- «Как познакомить ребенка с родным селом»
- «Воспитание любви к Родине»
- «Воспитание любви к родному селу и краю и селу»
- Изготовление поделок совместно с детьми «Дом, вкотором я живу»
Месяц, мероприятия, результат
I этап-подготовительный
сентябрь
Изучение литературы по данной теме:
- «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.
Вернуться к просмотру
Санкт – Петербург Детство – пресс 2008
- «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина/. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2009
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева Санкт-Петербург Детство-Пресс 2004,
- Сбор сведений о месте работы родителей, дедушек, бабушек, диагностическое обследование детей.
II этап – основной.
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Октябрь:
- Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта». Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.)
- Д/и «Построй избу», «Помоги плотнику».
- Д/и «Укрась избушку узором», «Составь узор».
- чтение В.Орлов «Колосок»
Ноябрь:
«Познание» «Путешествие по русской избе» Формировать представления о традициях русского народа
- Дидактические игры: «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас»
- Рассматривание печки.
«Хозяюшкины помощники», «Печка –матушка», «Откуда берётся шерсть?»
Декабрь:
- Игры–драматизации: «Теремок»
- Заучивание пословиц, поговорок о Родине.
- Дидактические игры: «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» «Знакомство детей с русскими народными играми».
- рисуем свой дом
Январь:
- Игры – драматизации: «Заюшкина избушка»
- Народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; Хороводными: «Вставай, вставай Иванушка».
- Беседа «Зачем покупают сувениры»
- Чтение А.С. Ольхон «Сказки тайги и тундры»
- Изготовление с родителями сувениров из солёного теста, бумаги, ткани.
Февраль:
- Чтение «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крошечка-хаврошечка», «Зимовье зверей» и др.
- Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитываем патриота», «Давайте попоем», «Семейный музей»
- Оснащение предметно – развивающей среды в группе.
Март:
- Консультации для родителей: «Роль народного — прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Сказка как средство патриотического воспитания»
- Беседа о маме, разучивание поговорок и пословиц о маме.
- Показ кукольного представления «Игрушки зверюшки».
- Совместная детско – родительская выставка — Изготовление макета мини – музея «Русская изба»
Апрель:
- Выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня»
- Игра на деревянных ложках, трещотках, бубенцах, танцы с использованием ложек
- Отгадывание загадок
- Играем в книжный магазин
- Беседа «Откуда книга к нам пришла»
- рассматривание и классификация книг
- Настольный театр «Гуси-лебеди», «Колобок».
Игрушки наших «бабушек и дедушек»
III этап: заключительный.
Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба».
Совместное обсуждение полученных результатов.
Мультимедийная презентация проекта «Русская изба».
Предполагаемый результат:
- Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
- Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
- Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.
- Дети научатся изготовлять оберег «куклу – пеленашку»
- Узнают русские народные игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводные: «Вставай, вставай Иванушка», «Вейся капустка», «Колпачок», «Ровным кругом», «Арина» и многие другие.
- Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.
- Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
- Положительная динамика взаимодействия с родителями.
- Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
- Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.
Список литературы:
- «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова. Санкт – Петербург Детство – пресс 2008
- «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина Санкт – Петербург Детство – Пресс 2009
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» о. Л. Князева, М. Д. Маханева Санкт-Петербург Детство-Пресс 2004
- «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» М.А. Захарова, Москва, 2010 г.
|