Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в Африку» |
Познание | |||
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна | |||
14.10.2024 22:57 | |||
Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в Африку» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области» Воспитатель: Золотарева Татьяна Ивановна Цель: Уточнить и закрепить знания детей об окружающем мире, актуализировать знания детей по теме «Животные Африки». Задачи: Образовательная Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Закрепить представления детей о растениях и животных жарких стран: внешний вид, характерные особенности, о способах и особенностях передвижения человека в разных средах (закрепление видов транспорта)
Развивающая Развивать у детей познавательные интересы к знаниям природы других материков, природы Африки, желание рассказывать о ней своим сверстникам, родителям. Развиватьустойчивое внимание, память, воображение, логическое мышление. Совершенствовать фонематический слух, упражнять детей в умении: давать полный ответ на вопрос, согласовывать слова (существительные, глаголы, прилагательные) в роде, числе, падеже. Воспитательная. Воспитывать интерес детей к путешествиям, бережное отношение к природе, эмоциональный отклик на красоту, понимание необходимости соблюдения некоторых правил, культуру поведения, доброжелательность, чувство товарищества и взаимопомощи. Создавать у детей эмоционально-позитивное настроение. Оборудование и материалы: Презентация «Растения и животные Африки», колонка «Алиса»; ноутбук, магнитная доска, магниты; аудиозапись "Песня Красной шапочки на сл. А. Рыбникова; карта Африки, глобус, энциклопедия для детей; картинки с изображением растений (кактус, фикус, кокосовая пальма, пальма); картинки животных Африки (хомяки, тушканчики, мангусты, антилопы, шакалы, одногорбые и двугорбые верблюды, гадюки, слон, жираф, зебра); 1/2 фотографии с изображением животных зебра, слон, жираф, лев; фломастеры, клеенка, салфетки, клеевой карандаш; матросские шапки по количеству детей Методы обучения: Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий. Словесные: объяснение, рассказ педагога, вопросы, пояснение, педагогическая оценка. Практические. Игровые: внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий; отгадывание загадок. Формы обучения: НОД, Фронтальное Тип учебного занятия: Комбинированное Технологическая карта образовательной деятельности Ход образовательной деятельности. Воспитатель: Ребята, день необычный сегодня у нас, друг друга приветствовать рады сейчас! Сегодняздороватьсябудем особенным образом. Я буду называть страну и традиционный метод приветствия в этой стране, вы здороваетесь этим способом с соседом справа и слева. Готовы? В России принято пожимать друг другу руку;
-у Австралийских аборигенов принято — хлопнуть по ладоням иподпрыгнуть. Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Предлагаю вам сегодня отправиться путешествовать не просто в лес или в зоопарк, а по удивительной стране. Как называется эта страна вы мне скажите, когда послушаете стихотворение: Где-то в джунглях и лианах, Где-то с южной стороны, Обитают обезьяны, И жирафы, и слоны. Где-то в речке серебристой Бегемоты сладко спят, Разрисованные птицы Цветом радуги летят. Воспитатель: Ребята, куда мы отправляемся? Дети: в Африку! Воспитатель: Ребята, где же находится Африка? Как нам ее найти? (Воспитатель предлагает детям подойти к глобусу, крутит его) Воспитатель: Какая красивая наша планета Земля! Какими цветами разукрашен глобус? Дети: На глобусе есть: голубой и синий; зеленый, желтый, коричневый и белый... Воспитатель: Что обозначает каждый цвет? Дети: Голубой и синий обозначает моря, океаны и реки. Зеленый, коричневый, желтый – участки суши. Воспитатель: На участках суши находятся материки. Всего — шесть материков. Самый большой материк — это Евразия. (Показывает детям на глобусе). Воспитатель: На этом материке находится наша Родина. Воспитатель: Кто может на глобусе показать, где мы живем? (Ребенок показывает и называет, страну в которой он живет) Воспитатель: Давайте посмотрим, где находится Африка? (Педагогпоказывают местоположение Африки) Воспитатель: Берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан. Африка-это второй по площади материк после Евразии. В Африке проживает около 1 миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества, именно здесь нашли самые древние останки наших предков. Африка – самый жаркий материк планеты. - А кто знает, что такое экватор? (линия, проходящая через центр земли, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария) Экватор делит Африку почти посередине. Поэтому здесь круглый год тепло. Летом засуха, а зимой идут дожди (один сезон влажный, другой засушливый) (Воспитатель закрепляет на доске карту Африки). Воспитатель: Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? Дети: Желтый цвет обозначает цвет песка. Воспитатель: Африка – самый жаркий континент, здесь царствует горячий песок и яркое солнце. (Рядом с картой Африки прикрепляются две иллюстрации с изображением жителей Африки) Воспитатель: «Африка! Африка! Волшебнаястрана. Скорее едем в Африку, джунгли нас там ждут Увидим в жаркой Африке, как звери там живут» Тёплая одежда в Африке не нужна. На голову нужно одеть матросские шапкии в путь! Корабль нас ждет. (Дети одевают матросские шапки) Воспитатель: Путь не ближний, плыть предстоит несколько дней. Как вы думаете, почему так долго? Дети: Корабль идет сравнительно медленно. Воспитатель: Как все путешественники мы должны с вами взять карту и построить маршрут. «Доплывем до Занзибара. Поплутаем по Сахаре. Поглядим Килиманджаро. Погуляем с Гиппопо». Воспитатель: Маршрут готов. Нас ждут приключения. Ребята вы готовы? Тогда в путь! Физкультурная минутка. Воспитатель: Ребята, сделаем небольшую разминку. (звучит запись «Песня Красной шапочки» на сл. А. Рыбникова) Если долго, долго, долго, Если долго по дорожке, Если долго по тропинке Топать, ехать и бежать, То, пожалуй, то, конечно, То, наверно, верно, верно, То, возможно, можно, можно, Можно в Африку прийти. Воспитатель: Вот мы и добрались до Африки. Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место? Дети: Это пустыня Воспитатель: Конечно, пустыня. В Африке много пустынь – пустыня Калахари, пустыня Намиб. Но самая большая – это пустыня Сахара. Часто Сахару называют «Великой». Совершим небольшую прогулку по пустыне. (Слайд: изображение пустыни) Воспитатель: Сухое жаркое лето в пустыне Сахари продолжается 5-6 месяцев. Температура воздуха в это время в тени поднимается до +50 градусов, а песок раскаляется до + 60-80 градусов. Дожди выпадают весной и осенью. Весна и осень в пустыне короткие, а зимы — холодные. Название «пустыня» совсем не означает полное отсутствие жизни. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? Дети: Нет, растениям необходима вода. Воспитатель: Оказывается, растения в пустыне живут, растительность очень скудная. Хорошо растут низкие растения. Они приспособились к существованию в условиях сухого климата и высоких температур. Например, кактус. (Слайд: изображение кактусов) Это кактус. Многолетнее растение c утолщёнными, сочными, мясистыми стеблями, покрытыми колючками, волосками или щетинками. Плоды у большинства кактусов мясистые, ягодообразные, у многих даже съедобные. (Картинку с изображением кактуса воспитатель прикрепляет к карте, где показана жёлтым цветом пустыня) Дети: Как же они обходятся без воды? Воспитатель: У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли. (Слайд: изображение корневой системы растений пустыни) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем растениям такие длинные корни? Дети: Чтобы доставать воду. Воспитатель: Вода находится глубоко под землей Видите, ребята, как интересно. Воспитатель: Дети, верно я говорю, что в пустыне еще есть животные? Дети: Животные в пустыне есть. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие животные вам знакомы? (Слайд: животные пустыни: хомяки, тушканчики, мангусты, антилопы, шакалы, барханные коты, одногорбые верблюды, гадюки) (Если дети затрудняются воспитатель называет самостоятельно). Воспитатель: Большинство животных в пустыне увидеть трудно, так как они ведут в основном ночной образ жизни. Грызуны — суслики, тушканчики, песчанки и другие роют норы, что позволяет им укрыться от дневной жары. Насекомые, змеи, пауки весной начинают вести активный образ жизни, поэтому увидеть их проще. Некоторые животные, такие как антилопы, — обладают способностью быстро перемещаться на большие расстояния в поисках воды. Воспитатель: Отгадайте ребята загадку: «На спине своей всегда носит горб он или два. И в пустыне ходит всюду, все зовут его (верблюдом)». Дети: Это верблюд. Воспитатель: Посмотрите вот двигается караван верблюдов. (Слайд: караван верблюдов) Воспитатель: Ребята, верблюда называют «кораблем пустыни». Почему? Дети: Движения у них плавные, как у корабля. Воспитатель: Одногорбый верблюд, для жителей пустынь — домашнее животное. Оно прекрасно переносит жару. Длинная густая шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей. Когда ветер в пустыне поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. Уши верблюда устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. Верблюды хорошо справляются с длинными переходами по непроходимой пустыне, потому что на его ногах есть круглые подушечки (мозоли), позволяющие ему не увязнуть там, где буксуют самые современные вездеходы. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. В горбу у верблюда находятся жир и вода, он будет расходовать их в переходах по пустыне. (Дети рассматривают иллюстрации с изображением одногорбых и двугорбых верблюдов, прикрепляют их к карте.) Воспитатель: Жарко в пустыне. Вот перед нами появилось небольшое озеро, по берегам которого растут сады и финиковые пальмы. Это оазис. Дети, кто знает, что такое Оазис? Дети: Это такое место в пустыне, где есть плодородная почва с растительностью и водой. Воспитатель: Такие места с водой ценятся на вес золота. (Слайд: изображение озера, по берегам которого растут финиковые пальмы) Ребята, мы можем отдохнуть у воды на берегу озера. Воспитатель: Релаксационная гимнастика «Загораем». Цель: напряжение, расслабление мышц ног. И.П.: Дети лежат на полу на спине. «Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем. Держим, держим, напрягаем, Загорели, опускаем, ноги не напряжены и расслаблены». Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем наше путешествие по пустыне Сахари. Попросим погонщика верблюдов перевезти нас на верблюдах через пустыню. Вот мы перебрались через пустыню. Воспитатель: Дальше наш путь лежит через африканский луг — саванну. (Слайд: изображение саванны) Воспитатель: Чем покрыта земля в саванне? Дети: Там растет трава. Воспитатель: В саваннах и оазисах растут пальмы. Есть пальмы кокосовые — на них растут вот такие удивительные плоды — кокосы. А это — финики, плоды финиковой пальмы. Угощайтесь. Воспитатель: Что мы видим еще на карте коричневого цвета? (показывает горы). Это – Килиманджаро. Гора Килиманджаро — высочайшая вершина Африки, которая также является одним из самых высоких вулканов мира, что привлекает внимание альпинистов и скалолазов со всех точек планеты. Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо. (Синим фломастером воспитатель проводит вдоль реки на карте) Воспитатель: Одна из величайших по протяжённости рек в мире, река — Нил. Есть реки и поменьше, например, Лимпопо. В африканских реках водятся крокодилы. «Африка, Африка — волшебный континент. На всей большой планете Земли прекрасней нет, Львы и носороги, зебры и слоны, Верблюды, бегемоты — жители страны». (Слайды: изображение животных – лев, тигр, жираф, бегемот, страус. слон. Крокодил) Встречи с животными саванны очень опасны. Воспитатель: В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? Дети: Лев прячется среди густой травы и становится незаметным. (Слайд: изображение льва) Воспитатель: Почему льву важно быть незаметным? Дети: Лев хищник и должен быть незаметным. Воспитатель: Как спасаются от хищников зебры, газели, антилопы? Дети: Животные очень быстро бегают. Воспитатель: Средство защиты зебр –бег с большой скоростью или удар копытами. В полете зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику. (Слайд: изображение зебры) Воспитатель: В саванне живет самое высокое животное на земле. Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги). Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом. Зачем ему такая шея? Дети: Легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. (Слайд: изображение жирафа) Воспитатель: В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: не поет, не летает, есть крылья для красоты. Кто же это? Дети: Это страус. (Слайд: изображение страуса) Воспитатель: Животное от двух до четырех метров в длину, весит четыре тонны. Тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета с рогом на лбу. Дети: Это носорог. (Слайд: изображение носорога) Воспитатель: Вот Африканские гиганты. Узнали вы их? (Слайд: изображение слонов) Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? Дети: Нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится. Воспитатель: Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? Дети: Хоботом слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. (Картинка с изображением всех животных фиксируются на карте, в том месте, где их можно встретить) Воспитатель: Ребятки, давайте немного поиграем. Игра «Угадай меня» Цель: учить описывать животное по картинке, не называя его. Ход: Сначала взрослый описывает животного, а дети отгадывают его. Затем можно ребенку предложить описать какого-нибудь животного, а все дети отгадывают. (— Я большой, серого цвета, у меня большие уши и сильные ноги, у меня есть хобот. (слон) и т.д. жираф. зебра). (После описания животного показ слайда с его изображением). Игра «Теремок» Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки): -Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Лев. А ты кто? - А я — Жираф. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. - У меня есть тоже хвост. Воспитатель: Теперь двигаемся дальше. Появляется все больше растений. Проходить становиться труднее и труднее. В некоторых местах вообще только с топором. Да это же — влажные тропические леса. Сколько здесь интересного! Вот, например, любимое лакомство обезьян. Что это? Дети: Это бананы (Слайд: изображение банана). Воспитатель: Ребята, на чём растут бананы? Дети: Бананы растут на пальме. Воспитатель: Давайте проверим. Подойдите к столу. У меня есть «умная» книга. Как она называется? Дети: Энциклопедия. Воспитатель: Сейчас мы прочитаем: «На первый взгляд растения похожи на пальмы. Но такое впечатление обманчиво, поскольку на самом деле бананы не деревья, а травы! Правда, гигантские — высотой до 15м» Воспитатель: Так, где растут бананы? Дети: На высокой траве. ВоспитательА вы как думали? Дети: Мы думали на пальме. ВоспитательА оказалось? Дети: На траве. Воспитатель: Кто разместит растение на карте? (Дети размещают растения на карте) Ещё одно интересное растение — Кокосовая пальма. (Слайд изображение кокосовой пальмы) Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называется? Дети: Растут на пальме кокосы. Воспитатель: Почему кокосы так называются? (Молчание) Воспитатель: Когда португальские моряки причалили к берегам Африки, то они увидели пальмы. Между листьями они заметили что-то коричневое, и сказали «коко», что значило- «обезьянки»! Но на самом деле это были плоды пальмы, которые мы сейчас называет кокосы. Вот такая интересная история. Ребята, давайте кокосовую пальму разместим на карте. (Дети размещают кокосовую пальму на карте) Воспитатель: Ребята, в Африке есть ещё очень много интересных животных и растений, но наше путешествие, увы, уже подходит к концу. Чтобы быстрее вернуться на свой материк, в детский сад нужно произнести волшебные слова «Крибе, крабле, бумс»! (Закрывают глаза, произносят слова) Воспитатель: Вот, мы вернулись в детский сад. Давайте, на память о нашем путешествии изготовим панно с африканскими животными. Только проказница обезьянка разорвала фотографии с изображением животных. Я вам раздам одну часть, вы находите вторую часть и приклеить животное на панно. (Дети наклеивают животных на панно) Воспитатель: Молодцы, красиво получилось. Рефлексия: Воспитатель: Мы сегодня с вами совершили увлекательное путешествие. Где мы сегодня с вами побывали? Дети: В Африке. - На занятии мне особенно понравилось… - Было интересно. На память о нашем путешествии я дарю вам энциклопедию. Книга о животных Африки, смотреть и вспоминать наше путешествие в неё вы сможете самостоятельно в группе.
|