Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Познание окружающего мира через исследовательскую деятельность детей»
Познание
Автор: Канашкина Оксана Викторовна   
28.08.2024 05:30

«Познание окружающего мира через исследовательскую деятельность детей»«Познание окружающего мира через исследовательскую деятельность детей»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоит, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский.

 

Актуальность и значимость познавательно — исследовательской деятельности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам, наблюдения.

Важным направлением моей профессиональной деятельности с 2020 года стала углубленная работа по теме: «Познание окружающего мира через исследовательскую деятельность детей».

Изучила программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», опыт работы Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Е.В. Марудовой «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».

Исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность. Содержание работы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
  • развитие коммуникативных навыков
  • развитие внимания, памяти, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять главное, комбинировать
  • развитие игрового, речевого, художественного творчества, умения активизировать знания
  • развитие творческой личности.

Системность моей работы заключается в развитии познавательной активности с использованием исследовательских методов в разных видах деятельности, согласно режимным моментам и на занятиях.

Продумывая формы и методы организации познавательной деятельности детей, ставлю акцент образования на усвоение конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной ситуации. Обучение веду с учетом интересов и возможностей самих детей, поощряю и стимулирую проявление творчества, создаю условия для успешного развития каждого ребенка, развиваю связную речь.

При работе с детьми отобрала наиболее эффективные методы и приемы исследовательской деятельности:

  • умение видеть проблему;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • видеть парадокс;
  • классифицировать и анализировать;
  • оценивать идеи;
  • делать выводы и умозаключения;
  • наблюдать;
  • экспериментировать.

Чтобы заинтересовать детей, использую метод необычности, новизны объекта, таинственности или сюрпризности объекта, познавательный мотив «Почему так происходит?»

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, оборудовала в своей группе Мини — лабораторию «Юный исследователь», которую оснастила необходимыми пособиями и материалами для реализации предполагаемой исследовательской работы с детьми старшего возраста логопедической группы.

Планирование работы в мини – лаборатории свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Это дает возможность работать подгруппами по интересам детей, использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей, не ограничивать ребенка в деятельности. Совместную деятельность с детьми организую один раз в неделю во второй половине дня. Работа проводится с подгруппой детей, учитывая способности, уровни развития и интересы детей. Во время занятий провожу один – два эксперимента, в зависимости от сложности.

Мини – лаборатория «Юный исследователь» оснащена необходимым оборудованием и материалом: микроскоп, пробирки, лупы, магниты, увеличительные стекла, песочные часы, компас, весы, мерные стаканчики, воронки, колбы, детские ведерки, пипетки, контейнеры для сыпучих и мелких предметов; природные материалы: шишки, зерна, семена, скорлупа, веточки, пух и перья, камушки, ракушки, песок, земля и вода; бросовый материал: стекляшки, пуговицы, кусочки ткани, разные виды бумаги, губки, натуральные красители, зеркала, шнурки, трубочки. Так же имеются: папки-передвижки «Опыты в детском саду», книги – энциклопедии и дидактические игры. Диапазон материалов расширяется, он изменяется от простого к сложному, что дает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности. Для проведения опытов сшили с помощью родителей детские шапочки, передники. Материалы и оборудование помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в «лаборатории» и в «Уголке природы, используя пособия и материалы для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями воспитанников. Работа с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дает определенные положительные результаты: устанавливаются партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создается атмосфера общности интересов, активизируются и обогащаются воспитательные умения родителей.

В результате проделанной работы, видна динамика развития познавательных способностей и уровня исследовательских навыков в образовательной области «Познание». Мои воспитанники и их родители – непосредственные участники образовательных отношений. Они являются активными участниками различного уровня викторин, конкурсов, фестивалей и марафонов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год