Эффективные практики развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Фанкина Оксана Геннадьевна | |||
26.06.2024 20:57 | |||
Эффективные практики развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Фанкина Оксана Геннадьевна, педагог дополнительного образования МБУДО ЦВР «Галактика», г.Новосибирск Познавательные способности человека – это его индивидуальная особенность, направленная на познание окружающего мира и развивающаяся под воздействием множества факторов. Эти способности складываются из интеллектуальных, сенсорных и творческих. Познавая мир, ребенок использует все эти навыки. Так, используя сенсорные ощущения (исследуя предметы), ребенок получает и систематизирует знания о свойствах предметов, которые обозначают словами. Таким образом, именно сенсорные способности являются основой интеллекта ребенка. Чем выше интеллектуальные способности ребёнка, тем выше его тяга к познанию мира. Познавательные способности детей дошкольного возраста преимущественно спонтанны. Это связано с особенностями развития познавательных процессов в дошкольном возрасте: непроизвольностью внимания и памяти, наглядностью мышления, повышенной утомляемостью. Желая узнать что-то новое, ребенок действует согласно своим представлениям и жизненному опыту. Иногда его действия небезопасны, поэтому взрослые могут ограничить его любознательность, а это, в свою очередь, накладывает отпечаток на поведение малыша. Некоторые дети начинают опасаться всего нового, некоторые бесстрашно шагают к нему. В обоих случаях этоотрицательно отражается на познавательных способностях ребенка: либо познавательная активность снижается из-за страха, либо перерастает в неконтролируемую активность с риском для здоровья и жизни. Родителям и педагогам необходимо удовлетворять тягу детей к получению новых знаний, но делать это нужно максимально наглядно и безопасно. В Студии раннего развития «Солнечный город» педагоги развивают познавательнуюактивность детей старшего дошкольного возраста, задействуя сенсорные, творческие и интеллектуальные способности детей через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную, коммуникативную, музыкальную и двигательную.
На своих занятиях по логико-математическому развитию я стараюсь активно задействовать все умения ребенка. Так как ведущая деятельность у дошкольников игровая, то все занятия проходят в виде игр, связанных одной темой. Например, изучая геометрические формы, дети рассматривают образцы, ощупывают, проговаривают название фигуры. В игре «Волшебный мешочек» достают на ощупь нужную фигуру. Играя в археологов, ищут в песочнице заданные фигуры. В более усложненном варианте эту игру можно проводить с описанием задания: найти предмет у которого только три угла, или четыре одинаковые стороны, или предмет, похожий на мяч. Дети обязательно своими руками создают предметы нужной формы: рисуют, вырезают, склеивают, собирают из палочек или магнитного конструктора, находят предметы нужной формы в окружающем мире: в учебном кабинете, дома, по пути домой. На своих занятиях я систематически пользуюсь палочками Кюизенера. Это замечательный дидактический материал, с помощью которого знакомлю учащихся с такими понятиями, как «длина», «числовой ряд», «состав числа» и другими. Однако, с помощью палочек можно решать и другие задачи: умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развитие воображения и фантазии, развитие мелкой моторики, а также развитие личностных качеств- настойчивости, усидчивости. Используя готовые схемы и самостоятельно придумывая, дети конструируют фигуры людей, животных, различные предметы рукотворного мира. Дети сочиняют и рассказывают истории по своим конструкциям, включаются в общую беседу, таким образом у них развивается связная и диалоговая речь, что немаловажно для развития познавательных способностей. При изучении чисел, я обращаю внимание на написание ребенком цифр. Очень часто дети пишут их неправильно, разворачивая в другую сторону. При знакомстве с цифрами и числами обязательно используются эталоны написания цифр. Для закрепления образа цифры я даю учащимся игровые задания: на ощупь найти нужную игрушку-цифру в «волшебном мешочке» или песочнице, сконструировать цифру из круп, синельной проволоки или ниток. Видя эталонный образ цифры на доске, ребенок может самостоятельно исправить свою ошибку, если она допущена. Кроме этого, я большое внимание уделяю развитию межполушарных взаимодействий. Как известно, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, за буквальное понимание слов и распознавание цифр. Правое же полушарие отвечает за воображение, интуицию, музыкальные и художественные способности. Часто проблемы с запоминанием, неумением выразить внятно свои мысли, сложности в общении связаны с нарушением межполушарных взаимодействий. Именно поэтому для более успешного усвоения информации, ее анализа, умения координировать свои действия необходимо развивать связи между обоими полушариями как можно раньше, в дошкольный период. Для развития межполушарных связей я использую задания для двух рук одновременно. Это может быть перекладывание одинаковых предметов, рисование по контуру линий, фигур или цифр, конструирование одновременно двумя руками, различные кинезиологические упражнения. В усложненном варианте игрового задания использую разные по форме и размеру игрушки, пинцеты, крупы и макаронные изделия. Такого рода игровые задания стимулируют развитие познавательныхпроцессов: ребенок должен соотнести слухоречевое описание предмета со своим тактильными ощущениями, развивается тактильная и слухоречевая память, улучшается зрительное восприятие и внимание, координация, мелкая моторика. Таким образом, использование данных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста создает условия для развития всех познавательных способностей (сенсорных, творческих и интеллектуальных), формирования произвольности внимания и памяти, а также дает возможность оценивать собственные действия.
|