Отчёт по саморазвитию «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». |
Познание | |||
Автор: Пучкова Наталья Викторовна | |||
26.06.2024 14:27 | |||
Отчёт по саморазвитию «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга». Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Экономическое воспитание дошкольников -это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. С этой целью и была выбрана мной тема самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Цель: Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина. Задачи:
Работу проводила в три этапа:
Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. В начале нового учебного года было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления знаний по вопросам экономического воспитания. В анкете затрагивались вопросы о том, имеет ли ребенок представление об экономике, деньгах, умении отказать ребенку в не всегда необходимых покупках, есть ли у детей копилка. На вопрос «Стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?» 69% анкетируемых ответили положительно, 26% затруднились с ответом и лишь 5% родителей не считают это необходимым. Согласно результатам анкетирования у детей старшего дошкольного возраста не достаточно знаний о финансовой грамотности, в семьях нерегулярно ведется работа по экономическому воспитанию детей. Родители хотят, чтобы в детском саду детям дали первоначальные представления об экономике. Родителям были предложены консультации «Финансовая грамотность вашего ребёнка», «Что такое семейный бюджет?», «Семейный бюджет. Рациональное планирование расходов». Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях МДОУ В группе был создан уголок «Финансовой грамотности» в который вошли дидактические игры и игровые упражнения, а также создан мини-музей «Копилочка», «Кошелек» и «Картотека сказок по финансовой грамотности детей». Появился настоящий банкомат. Далее работу по экономическому воспитанию была разделена на 3 блока, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд (профессии) и продукт труда». «Деньги и цена» (стоимость). «Бюджет семьи доходы и расходы». Мною был разработан перспективный план работы в старшем дошкольном возрасте по внедрению основ финансовой грамотности. С детьми в работу были включены такие формы и методы:
В разделе «Труд и продукт труда». Были поставлены следущиезадачи:
На этом этапе дети играли в дидактические игры «Все профессии выжны», «Кем быть?» Играли в сюжетно-ролевые игры Рисовали свою будущую профессию Дети составляли рассказы о том где и кем работают их родители Следующий раздел это «Деньги и цена» (стоимость). Включал в себя следующие задачи:
В ходе работы мы с детьми рассмотрели настоящие деньги. И ребята захотели нарисовать деньги, которые будут в нашей группе. Также в группе появился банкомат и дети с удовольствием играли. У нас появилась картотека с валютами разных стран Следующий раздел «Бюджет семьи. Доходы и расходы» Включал в себя следующие задачи:
Особое место в экономическом воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Самая популярная игра «Магазин». Эта игра формирует умение широко и творчески использовать полученные знания об экономических понятиях. Закрепляет умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение. Также она формирует взаимоотношения сотрудничества. Воспитывает культуру речевого общения. В группе появились мини-музеи копилок и кошельков. В качестве средства формирования основ экономической культуры были использовали дидактические игры и игровые упражнения. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний: ( «Хочу-надо», «Что купил и сколько стоит», «Раскраска», «Ходилка-бродилка», «Ценник на товар», «Магазин») Экономическое воспитание невозможно без развития речи. Дети учатся выражать свои мысли, составлять рассказы, описывать явления. Большую помощь оказывает чтение художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки. Важную роль в экономическом воспитании отводиться использованию сказок. Народные сказки, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Применение ИКТ в работе позволяет:
К концу года я также провела анкетирование для родителей и результаты показали, что 90% опрошенных хотят. Чтобы их ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике и 10% пока сомневаются в такой необходимости. Таким образом созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
|